.

Главная Новости права Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине»

Новости права

01.11.2011

Закон Украины «О судебном сборе» № 3674-XVII от 08.07.2011 г.

Сегодня вступил в силу Закон Украины «О судебном сборе» № 3674-XVII от 08.07.2011 г., который определяет правовые основы взыскания судебного сбора, плательщиков, объекты и размеры ставок судебного сбора, порядок уплаты, освобождения от уплаты и возвращения судебного сбора.

В соответствии со ст. 1 Закона судебный сбор - это сбор, взимаемый на всей территории Украины за подачу заявлений, жалоб в суд, а также за выдачу судами документов, и включается в состав судебных расходов.

Законом исключены из Гражданского процессуального кодекса Украины, Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Декрета Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» № 7-93 от 21.01.1993 г. понятие расходов на информационно- техническое обеспечение судебного процесса, их стоимость теперь включается в судебный сбор. Также, определение «государственная пошлина» в вышеупомянутых нормативно-правовых актах заменено понятием «судебный сбор».

Но, самым интересным и важным является размер судебного сбора за совершение тех или иных процессуальных действий. По некоторым категориям дел, его размер превышает совокупный размер государственной пошлины и расходов на ИТО до десяти раз. Если до 1 ноября 2011 размер государственной пошлины «привязывался» к необлагаемому минимуму доходов граждан («НМДГ» равен 17 грн.), то теперь размер судебного сбора рассчитывается в процентном отношении к минимальной заработной плате, установленной на 01 января соответствующего календарного года ( на 01.01.2011 г. составляет 941 грн.).

Приведем некоторые примеры:

- если за подачу искового заявления имущественного характера в суд общей юрисдикции взималась госпошлина в размере 1 процента цены иска, но не менее 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (51,00 грн.) и не более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700,00 грн. ) плюс 120,00 грн. расходов на ИТО, то теперь судебный сбор составит 1 процент цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы (188,20 грн.) и не более 3 размеров минимальной заработной платы (2823,00 грн.);
- если за подачу искового заявления о расторжении брака взималась госпошлина в размере 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан (8,50 грн.) плюс 30,00 грн. расходов на ИТО, то теперь судебный сбор составит 0,1 размера минимальной заработной платы (91,40 грн.)
- если за подачу искового заявления имущественного характера в хозяйственный суд взивалась госпошлина в размере 1 процента цены иска, но не менее 6 необлагаемых минимумов доходов граждан (102,00 грн.) и не более 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (25500,00 грн.) плюс 236,00 грн. расходов на ИТО, то теперь судебный сбор составит 2 процента цены иска, но не менее 1,5 размера минимальной заработной платы (1411,50 грн.) и не более 60 размеров минимальных заработных плат (56460,00 грн.).

В ч. 2 ст. 3 Закона предусмотрено, что судебный сбор не взимается за подачу:
- заявления о пересмотре Верховным Судом Украины судебного решения в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;
- заявления об отмене судебного приказа;
- заявления об изменении или установлении способа, порядка и срока исполнения судебного решения;
- заявления о повороте исполнения судебного решения;
- заявления о вынесении дополнительного судебного решения;
- заявления о расторжении брака с лицом, признанным в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок не менее трех лет;
- заявления об установлении факта увечья, если это необходимо для назначения пенсии или получения пособия по государственному социальному страхованию;
- заявления об установлении факта смерти лица, которое пропало безвести при обстоятельствах, угрожавших ему смертью или дают основание считать его погибшим от определенного несчастного случая в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
- заявления об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица;
- заявления о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности;
- заявления о предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке;
- заявления об обязательной госпитализации в противотуберкулезное учреждение;
- искового заявления о возмещении вреда, причиненного лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностным или служебным лицом, а также незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры или суда;
- заявления о защите прав малолетних или несовершеннолетних лиц в случае, если представительство их интересов в суде в соответствии с законом или международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, осуществляют Министерство юстиции Украины и/или органы опеки и попечительства или службы по делам детей.

Также, в ст. 5 Закона приведен перечень лиц, освобождаемых от уплаты судебного сбора, в т.ч.: истцы - по подаче исков о взыскании заработной платы, восстановлении на работе и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений; истцы - за подачу исков о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью физического лица; истцы - за подачу исков о взыскании алиментов.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона суммы судебного сбора направляются на обеспечение осуществления правосудия, укрепление материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксирования процесса, приобретение и обслуживание компьютеров, компьютерной и копировально-множительной техники, внедрение электронной цифровой подписи и прочее.

К сумме превышения объема дохода применяются следующие ставки единого налога:
- для 5-ой группе – 15 %;
- для 6-ой группы – в двойном размере ставок, т.е. 14 % или 20 %.

Также, стоит отдельно отметить, что данным законом для физических лиц – предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, установлены такие ставки единого налога:

- для плательщиков 3-й группы – в размере 5 %;
- для плательщиков 5-й группы – в размере 10 %.

Таким образом, данная формулировка предполагает отсутствие у таких субъектов возможности зарегистрироваться НДС, хотя каких-либо ограничений по добровольной или обязательной отдельной регистрации таких лиц плательщиками НДС в раздел V НКУ не внесено.

Адвокат Харьков, профессиональные услуги адвоката - это ключ к успешному ведению дел.

Все новости

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63