.

Главная Новости права Доступ к правосудию подорожает. Изменение ставок судебного сбора

Новости права

17.07.2015

Доступ к правосудию подорожает. Изменение ставок судебного сбора

Каждое лицо, которое когда-либо обращалось в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права, знает, что за «доступ к правосудию» необходимо уплатить денежные средства. И сейчас речь идет не о каких-то там взятках, а о совершенно законных платежах – судебных сборах, которые зачисляются на счета Государственного казначейства и попадают в специальный фонд Государственного бюджета Украины.

Такое понятие как «судебный сбор» пришло в процессуальное законодательство Украины на смену государственной пошлины и расходов на информационно-техническое обеспечение. Размер судебного сбора различен для разных форм судопроизводства, категорий дел, судебных инстанций и зависит или от цены иска (обычно, при подаче заявлений имущественного характера), или от размера минимальной заработной платы (при подаче заявлений не имущественного характера). Для наименее защищенной категории граждан, чтобы сделать право на судебную защиту доступным, установлены льготы по уплате судебного сбора.

Однако сейчас парламентарии пришли к выводу, что рассмотрение каждого судебного дела требует затрат, а льготников якобы необоснованно много. Кроме того, законодателю показалось, что финансовая нагрузка на юридических лиц - истцов является заниженной и её нужно повышать.

Последний раз изменения в Закон Украины «О судебном сборе» вносились «28» марта 2015 года Законом Украины «Об обеспечении права на справедливый суд».

«15» июля 2015 года Президентом Украины был подписан Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора» от 22.05.2015 г. № 484-VIII (далее – «Закон»). Эти изменения затронут несколько правовых актов, в частности Закон Украины «О судебном сборе», Кодекс административного судопроизводства Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины.

Нормы нового Закона усиливают контроль над зачислением средств судебного сбора в Государственный бюджет Украины: судья не вправе будет начать производство по делу, принять заявления (жалобы) к рассмотрению до тех пор, пока не проверит и не получит подтверждения, что средства поступили на счет Государственного казначейства Украины.

В делах административного производства документально подтвержденные судебные расходы стороны, в пользу которой принято судебное решение, будет оплачивать субъект властных полномочий за счет бюджета своего учреждения или организации. И не важно, стороной в деле выступал он или его должностное или служебное лицо. Однако если бюджет таких учреждений пострадает от неправомерных действий своих работников - должностных или служебных лиц, к последним может быть предъявлен регрессный иск.

Изменения коснутся и так называемого «бесспорного» производства в рамках гражданского правосудия. Речь идет об особом производстве, которое используется для подтверждения в судебном порядке наличия или отсутствия юридических фактов и обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение имущественных или личных прав граждан. Так, на данный момент за подачу заявлений, связанных с ограничением, восстановлением и предоставлением гражданской дееспособности физическому лицу судебный сбор не взимается. Однако уже с «01» сентября 2015 года такая практика претерпит изменений. Законодатель принял решение, что при подаче вышеперечисленных заявлений в рамках особого производства судебный сбор будет уплачиваться.

Основные идеи нового Закона касаются: применения единого подхода к определению ставок судебного сбора во всех судебных юрисдикциях; введения общей системы дифференциации ставок судебного сбора всего лишь по двум критериям: лица истца (физическое или юридическое), характера спора (имущественный или неимущественный); увеличения ставки судебного сбора при обращении в высшую судебную инстанцию, что объясняется увеличением ресурсных затрат; исключения органов государственной власти из числа субъектов, освобожденных от уплаты судебного сбора.

Таким образом, ставки судебного сбора будут рассчитываться следующим образом:

  • если исковое заявление имущественного характера подано юридическим лицом (ФЛП в хозяйственном процессе, субъектом властных полномочий в административном судопроизводстве) – ставка составит 1,5% цены иска, но не менее 1 размера минимальной заработной платы (1218, 00 грн.). Для хозяйственного судопроизводства устанавливается верхний предел – 150 размеров минимальной заработной платы (182 700, 00 грн.);
  • если исковое заявление имущественного характера подано физическим лицом или ФЛП (для гражданского и административного судопроизводства) – 1% цены иска, но не менее 0,4 размера минимальной заработной платы (487, 20 грн.) и не более 5 её размеров (6 090, 00 грн.);
  • если исковое заявление неимущественного характера подано юридическим лицом или ФЛП – 1 размер минимальной заработной платы (1218, 00 грн.);
  • если исковое заявление неимущественного характера подано физическим лицом (для гражданского и административного судопроизводства) – 0,4 размера минимальной заработной платы (487, 20 грн.).

Расторгнуть брак и разделить имущество супругам будет стоить вдвое дороже – 487,20 грн. или 1% цены иска, но не более 3 654, 00 грн.

В новой редакции Закона решено объединить заявления: о выдаче судебного приказа; по делам особого производства; об обеспечении доказательств или иска; о пересмотре заочного решения; об отмене решения третейского суда; о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; о выдаче исполнительного документа на основании решения иностранного суда; о разъяснении судебного решения. В случае подачи их юридическим лицом или ФЛП ставка судебного сбора будет составлять 609, 00 грн., если заявитель физическое лицо – 243,06 грн.

Были повышены ставки судебного сбора, взимаемые в рамках производства по пересмотру судебных решений. Теперь подача апелляционной жалобы будет осуществляться по ставке 110% ставки, подлежавшей уплате при подаче искового заявления, другого заявления и жалобы в суд первой инстанции; кассационной жалобы – 120%; заявления о пересмотре судебного решения Верховным Судом Украины – 130%.

За выдачу судами документов ставки изменились с фиксированных на процентные – от 0,003 до 0,2 размера минимальной заработной платы.

Перечень тех, кто освобождался от уплаты судебного сбора в редакции Закона от «28» марта 2015 года, с «01» сентября значительно сократится – с 26 до 15 пунктов.

Как показала практика, введение судебного сбора в 2012 году на смену государственной пошлине привело к уменьшению количества дел, поступающих на рассмотрение в суды, на 30 процентов. Видимо, законодатель в данный момент преследует ту же цель. Повысив ставки судебного сбора, парламентарии прогнозируют, что годовой объем поступления средств составит около 2,5 млрд. гривен. При этом следует учитывать, что количество обращений за защитой своих прав уменьшится, особенно за счет нынешних льготников.

Сейчас ситуация складывается таким образом, что на одной чаше весов находится доступ к правосудию, а на другой – пополнение бюджета. Кажется, что законодатель сделал выбор в пользу быстрого наполнения казны, причем в основном за счет юридических лиц.

Стоит заметить, что, несмотря на то, что в нашей стране суды действительно перегружены и такие задачи судопроизводства, как рассмотрение дел в разумные сроки, не всегда выполняются, культура обращений граждан в суд за защитой своих прав по сравнению с европейскими странами и тем более странами англосаксонской или американской системы права является низкой. Для подавляющего большинства украинцев обращение в суд является последней попыткой добиться защиты своих нарушенных прав, и на этот шаг решаются далеко не все. То же самое касается и юридических лиц, для которых досудебный порядок разрешения споров оказался недейственным. Представляется, что с принятием Закона количество истцов уменьшится. И даже надеясь получить возмещение судебных расходов от ответчиков, в случае принятия решения в собственную пользу, наверное, большое количество истцов, просчитав размер судебного сбора, несколько раз задумаются перед подачей искового заявления.

Проведя сравнительный анализ двух редакций Закона Украины «О судебном сборе», можно сделать вывод, что новые ставки судебного сбора отнюдь не сделают правосудия ни более доступным, ни более качественным, и бремя экономических проблем государства перекладывается на плечи истцов.

Все новости

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63