.

Главная Статьи ЛИКВИДАЦИЯ ЗА 1 ДЕНЬ или Бесплатный сыр только в мышеловке!
Статьи

18.08.2014

ЛИКВИДАЦИЯ ЗА 1 ДЕНЬ или Бесплатный сыр только в мышеловке!

Прошло больше месяца с момента вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей по уведомительному принципу» от 13.05.2014 г. № 1258-VII (далее – «Закон»).

Благодаря нему ликвидация за 1 день стала не только маркетинговым ходом юридических компаний, но и, вроде бы, формализованной с точки зрения действующего законодательства процедурой. Напомним, данный Закон вступил в силу «07» июля 2014 года.

Принятие данного Закона практически произвело революцию в сфере прекращения предпринимательской деятельности. Услышав о том, что на данный момент предпринимателю достаточно подать регистратору регистрационную карточку о прекращении предпринимательской деятельности по собственному решению и в течение одного рабочего дня в Единый государственный реестр вносится запись о прекращении (ликвидация за 1 день), толпы предпринимателей выстроились в очередь к регистратору. Неслыханная удача – контролирующие органы никоим образом не могут воспрепятствовать проведению регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Казалось бы, никаких тебе «заперечень», проверок, актов, уведомлений-решений налоговиков.

Пожалуй, таких очередей регистрационная служба не видела с момента приведения субъектами хозяйствования кодов видов экономической деятельности в соответствие с новым классификатором ДК 009:2010 в 2012 году. Предпринимателей охватила сплошная эйфория от, как им показалось, «индульгенций», щедро раздаваемых государством. Вчерашние предприниматели выходили от регистратора, светясь от счастья, что им удалось так легко покончить со своим «предпринимательским прошлым». Многие действительно верили, что неуплата или несвоевременная уплата налогов и сборов, единого социального взноса, неподача отчетов, занижение налоговых обязательств, неуплата страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования – это всего лишь темное прошлое, о котором никто никогда не узнает и не вспомнит.

Более того, те предприниматели, которые когда либо подавали заявление о прекращении предпринимательской деятельности и не «доликвидировались», а после вступления в силу Закона не изъявили желания лично явиться к регистратору и подать регистрационную форму, все равно получили уведомления о прекращении предпринимательской деятельности и о них появилась соответствующая запись в Едином государственном реестре. Эта запись была внесена государственным регистратором самостоятельно во исполнение п. 2 Заключительных положений Закона.

Неужели действительно наше государство стало таким всепрощающим и предприниматели после ликвидации могут надеяться на безнаказанность?

Не зря парламентарии в пояснительной записке к данному Закону обосновали возможность прекращения предпринимательской деятельности физических лиц за 1 день тем, что физическое лицо, в отличие от юридического, никуда не исчезает, а продолжает существовать, и, в случае необходимости, все «претензии» контролирующие органы смогут предъявить ему в будущем.

Попробуем разобраться, какие контролирующие органы, в течение какого периода имеют право предъявить свои «претензии» бывшему предпринимателю. Если вспомнить недавнее прошлое, то после подачи государственному регистратору заявления о прекращении предпринимательской деятельности, до момента внесения записи в единый реестр о прекращении, предпринимателю предстояло пройти как минимум проверки следующих контролирующих органов: органов доходов и сборов – в части уплати налогов и сборов, а также единого социального взноса, Пенсионного фонда и фондов социального страхования – в части уплаты общеобязательных страховых взносов, надлежащего оформления трудовых отношений с наемными сотрудниками, а также подачи необходимой отчетности.

В итоге, те, кто прошли эти «испытания» проверками, стоически их выдержали, получали три «многострадальные» справки: две из налоговой – по форме 20-ОПП (об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и снятии с учета) и по форме 3-ЕСВ (об отсутствии задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное страхование), а третью справку – из Пенсионного фонда (об отсутствии задолженности по оплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств в ПФУ). Эти три справки были тем, что грело душу предпринимателей, когда они шли «ликвидироваться» к регистратору. Только после их подачи и подтверждения, таким образом, проведения взаиморасчетов с государством предприниматель считался «ликвидированным».

Итак, что следует теперь ожидать от органов, которые ранее обязаны были провести проверку. Начнем с фискалов – органов доходов и сборов (налоговой инспекции). Действующим законодательством не предусмотрен период деятельности, который может проверяться. Однако, в п. 44.3 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ») указано, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней (трех лет) со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредоставления – с предусмотренного НКУ предельного срока представления такой отчетности.

Разберемся со сроками давности, т.е. сроками, в течение которых органы доходов и сборов имеют право обратиться к налогоплательщику с требованием погасить задолженность либо выполнить остальные обязательства, а также применить штрафные санкции. В соответствии с п. 114.1 НКУ предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам соответствуют срокам давности для начисления налоговых обязательств, которые определены ст. 102 НКУ.

Обратившись к п. 102.1 НКУ, находим, что контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НКУ, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НКУ, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и / или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была подана позже, – за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и / или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Именно в виду этих норм НКУ, ранее «нечистые» предприниматели старались на три года (упоминаемые в НКУ как 1095 дней) «залечь на дно», не вести никакой предпринимательской деятельности и только после истечения данного периода начинали процедуру ликвидации. Таким образом, все свои «грехи» предприниматели выводили за пределы проверяемого периода.

Многие предприниматели могут прийти к выводу, что им стоит беспокоиться о возможной налоговой проверке только в течение ближайших трех лет. Однако, не все так просто. Еще раз вернёмся к п. 102.1 НКУ и обратим внимание на отсылку к п. 102.2 НКУ. Так, в соответствии с п. 102.2 НКУ денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абз. 1 п. 102.1 НКУ в двух случаях: если налоговая декларация за период, в течении которого возникло налоговое обязательство, не была подана; если должностное лицо налогоплательщика (физическое лицо - налогоплательщик) осуждено за уклонение от уплаты указанного денежного обязательства или в уголовном производстве вынесено решение о его закрытии по не реабилитирующим основаниям, вступившее в законную силу.

Т.е. если за время ведения предпринимательской деятельности есть эпизоды неподачи налоговой декларации, то сроки давности по начислению налоговых обязательств, а также по штрафным санкциям не применяются. Таким образом, всем предпринимателям необходимо вспомнить, все ли налоговые декларации ими были поданы. В случае утвердительного ответа, можно начинать трёхлетний отчет. В противном, случае проверка налоговой может постичь бывших предпринимателей в течении всей их уже «непредпринимательской» жизни.

Следующим контролирующим органом, производящим проверку, был Пенсионный фонд. И вот тут все предприниматели должны обратить внимание на тот факт, что в соответствии с ч. 16 ст. 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее – «Закон о ЕСВ») срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки единого социального взноса, штрафов и начисленной пени не применяется.

Аналогичная норма содержится в ч. 15 ст. 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-IV (далее – «Закон № 1058-IV»), в соответствии с которой срок давности по взысканию недоимки по уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, пени и штрафов не применяется.

Таким образом, как бы это ни устрашающе звучало, но проверить правильность уплаты единого социального взноса, а также страховых взносов на общеобязательное государственное страхование, контролирующие органы смогут спустя неограниченное количество времени с момента «ликвидации» предпринимателя (например, через 20 - 30 лет). При этом все это время на существующую недоимку будет начисляться пеня и другие штрафные санкции, которые за годы (или даже десятилетия) могут составить астрономическую сумму, а такой бывший предприниматель внезапно узнает, что его квартира находится под запретом отчуждения, поскольку он имеет огромные долги перед государством. Или, и это еще гораздо проще, уже через достаточно короткий промежуток времени человека могут остановить на дороге сотрудники ГАИ и отбуксировать автомобиль на штраф-площадку, поскольку последний находился в розыске из-за имеющейся задолженности по ЕСВ.

Как уже описывалось выше, по результатам проверки и проведения взаиморасчетов, контролирующие органы выдавали справки. Эти справки были подтверждением того, что задолженностей перед бюджетом и фондами у предпринимателя нет. До вступления в силу нового Закона без этих справок внести запись о прекращении предпринимательской деятельности не было возможности.

На данный момент сознательные предприниматели, бдительность которых не удалось усыпить, по-прежнему инициируют проведение проверок, но уже не в процессе ликвидации, а после ликвидации. Как показал прошедший месяц, пока контролирующие органы не отказываются проводить проверки по заявлениям физических лиц. Но по результатам проверок получить справки, о которых шла речь выше, становится практически невыполнимой миссией. На просьбу налогоплательщиков предоставить справки об отсутствии задолженности и снятии с учета, «налоговики» и «пенсионщики» в один голос твердят, что их отменили и выдавать их у них больше нет возможности.

В итоге складывается следующая ситуация – «ликвидированный» предприниматель, уже в качестве физического лица, инициирует проведение проверок, проходит их, в случае выявления каких-либо нарушений или задолженностей, погашает их, уплачивает начисленные штрафы и… ничего, что бы подтверждало отсутствие задолженности и снятие с учета, на руки не получает. Т.е. в дальнейшем при обращении к такому налогоплательщику контролирующих органов, предъявить им что-то в свое оправдание возможности не будет.

Но действительно ли такие справки были упразднены? Обратимся к Порядку учета плательщиков налогов и сборов, утвержденному Приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. № 1588 (далее – «Порядок»). Так вот, в п. 11.22 действующего Порядка указано, что справка по форме № 22-ОПП является единственным документом, подтверждающим отсутствие задолженности по налогам, сборам в случаях прекращения юридических лиц и прекращения предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей.

Что касается проверок правильности начисления и уплаты единого социального взноса, то в п. 3 раздела 4 Порядка учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного Приказом Министерства доходов и сборов Украины 09.09.2013 г. № 458, указано, что на основании акта проверки правильности начисления и уплаты единого взноса плательщик осуществляет окончательные расчеты. После проведения внеплановой документальной проверки плательщика единого взноса и осуществления им расчетов орган доходов и сборов составляет справку об отсутствии задолженности по уплате единого взноса по форме № 3-ЕСВ.

Вот такие несоответствия между утверждениями контролирующих органов и «Буквой Закона» обнаруживаются при обращении к первоисточникам.

При этом инспекторы налоговой инспекции вроде бы и пытаются пойти навстречу физическим лицам, которые прошли проверку, и после настоятельных просьб и даже требований предоставить справки об отсутствии задолженности, предлагают выдать альтернативные документы – акт о проведении взаиморасчетов, справку о снятии с учета, акт сверки. Т.е. предлагают выдать все, что угодно, кроме справок по формам, установленным действующим законодательством.

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 15 Закона № 1058-IV снятие с учета страхователя осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором, страхователей – физических лиц - предпринимателей – на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором, после проведения предусмотренных законодательством проверок страхователя и проведения окончательного расчета.

Неужели инспекторы налоговой инспекции не знают о том, что данные справки не упразднены и продолжают существовать? Что же тогда отменил новый Закон?

Изменения, внесенные вступившим в силу Законом, в действительности отменяют лишь необходимость подачи указанных справок государственному регистратору для внесения записи о прекращении предпринимательской деятельности, но никоим образом не упраздняют сами справки по формам 22-ОПП, 3-ЕСВ, и справку об отсутствии задолженности по оплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств в ПФУ и фонды социального страхования, а также необходимость прохождения проверок контролирующими органами и проведения окончательных взаиморасчетов. Таким образом, справки об отсутствии задолженности продолжают существовать и по действующему законодательству их должны беспрекословно выдавать.

Учитывая вышеизложенное, обращение к действующему законодательству разрушает мифы о том, что ликвидация за 1 день возможна. Надеемся, после прочтения данной статьи иллюзии многих предпринимателей будут развеяны.

Нельзя исключать вариант, что в дальнейшем будут внесены изменения в законодательство и процесс прекращения предпринимательской деятельности физических лиц будет детально урегулирован, а существующие правовые коллизии будут устранены. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на все мнимые упрощения, государство никогда не расстанется с денежными средствами, которые ему принадлежат. Ликвидация за 1 день, которая вроде бы предоставляет индульгенции предпринимателям и позволяет списать все задолженности, – это всего лишь очередная приманка для предпринимателей, направленная скорее, как раз, наоборот, на ускорение процесса взыскания задолженности с тысячи физических лиц, которые поспешно «ликвидировались». Существуют серьезные основания предполагать, в том числе подтвержденные сведениями из источников во все тех же контролирующих органах, что такое вот упрощение процедуры ликвидации направлено на быстрое наполнение бюджета и уменьшение его дефицита.

Поскольку с момента вступления в силу Закона прошло еще не слишком много времени, выработать единственно правильную, универсальную линию поведения предпринимателей, желающих прекратить свою предпринимательскую деятельность, пока не удалось.

Юридическая компания «Инком ЮРЭК» настоятельно рекомендует обдуманно и основательно подходить к принятию решения о прекращении предпринимательской деятельности и к юридическому сопровождению данного процесса. Не стоит полагаться на громкие лозунги и обещания, помните – бесплатный сыр бывает только в мышеловке!


 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63