.

Главная Статьи Полная «перезагрузка» фискальной системы Украины. Создание Службы финансовых расследований
Статьи

03.06.2014

Полная «перезагрузка» фискальной системы Украины. Создание Службы финансовых расследований

Каждая смена власти сулит проведением ряда реформ. Страна превращается в огромный компьютер, для налаженной работы которого необходимо установить программное обеспечение.

Хорошо, когда компьютер новый – нет необходимости что-то удалять, пользователь просто может установить программы, которые необходимы именно ему. Но очень часто компьютер приобретается уже бывшим в употреблении от неопытного юзера. В итоге достается компьютер с переполненным винчестером, едва функционирующей оперативной памятью, с пакетом установленных программ, которые часто дублируют друг друга, несколькими «антивирусниками», которые конфликтуют и практически блокируют работу компьютера. Безусловно, на такой машине нормальная продуктивность исключена. В таком случае приходится удалять все старое программное обеспечение и устанавливать новое «под себя». Производить полное форматирование и перезагрузку.

Принципы работы компьютера наглядно демонстрируют деятельность государства. Новая власть – новый владелец. Для налаженной работы необходимо обеспечить функционирование экономики, повышение экономических показателей, уплату налогов, пополнение бюджета, возрастание доходов населения. Если в стране экономический кризис, то значит, какая-то программа дала сбой, а часто даже не одна, а все программное обеспечение работает не слажено.

В течение 2014 года в правовом поле украинского государства постоянно происходят реформы. Своего рода установка программного обеспечения для экономики уже началась. Для того, чтобы повысить экономические показатели, вводятся различные новшества, упрощения для плательщиков налогов, направленные на привлечение капиталовложений, поддержание и стимулирование развития бизнеса, снижение коррупции среди государственных органов, вымогательства и бюрократии.

Так, с начала года были отменены свидетельства плательщика единого налога, налога на добавленную стоимость, снизилось количество документов, требующих нотариального заверения, упростилась и удешевилась процедура регистрации бизнеса. И это только начало.

Новая власть готова простить субъектам предпринимательской деятельности их «старые грехи» и на данный момент проходит рассмотрение и обсуждение законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс и введении так называемого «налогового компромисса».

Хотя, пожалуй, власть намерена скорее «не прощать грехи», а повсеместно продавать индульгенции. Т.е. плательщикам налогов остается покаяться, задекларировав свои обязательства, оплатить индульгенцию в размере 15% и получить «прощение» грехов в размере оставшихся 85% задекларированных обязательств.

Коснулись реформы и органов государственной власти. Было принято решение о ликвидации Министерства доходов и сборов Украины и передаче его функций новой Государственной налоговой и таможенной службе. Однако, при установке программ, для правильной работы системы необходимо функционирование хорошей антивирусной базы, для того, чтобы все вредоносные файлы были выявлены и обезврежены. Поэтому очередные изменения, которые на данный момент активно обсуждаются, коснутся органов, к функциям которых относится контроль за соблюдением налогового, бюджетного, таможенного законодательства, расследование финансовых преступлений, борьба с экономическими преступлениями.

Это своего рода новая антивирусная программа, которая объединит в себе работу нескольких других, очистит компьютер и значительно повысит его работоспособность. И в первую очередь, необходимо провести «сканирование» системы, выявить «вредоносные программы» и устранить их.

И первые шаги к созданию такого органа, так сказать «универсального солдата», уже сделаны.

На рассмотрение заседания правительственного Комитета социально-экономического развития и вопросов международного сотрудничества, которое состоялось 31 марта 2014 года, был вынесен проект постановления Кабинета Министров Украины «О создании Службы финансовых расследований».

Министерством доходов и сборов был разработан законопроект «Об основных принципах организации деятельности Службы финансовых расследований».

Законопроектом предполагается создание нового центрального органа исполнительной власти со специальным статусом – Службы финансовых расследований (далее – «СФР»). Данная структура должна вобрать в себя функции ряда органов, таких как Государственная финансовая инспекция; налоговая милиция; подразделения Министерства доходов и сборов по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем; подразделения Министерства внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями; а также подразделения контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности Службы безопасности Украины.

Ни у кого не вызывает сомнений, что финансовая система Украины требует наведения порядка. Функции вышеперечисленных органов часто дублируют друг друга. Проверка финансово-хозяйственной деятельности плательщиков налогов одним органом плавно перетекает в проверку другим. Кроме того, как известно, уровень коррупции в данных структурах далеко не низкий. Из-за этого предпринимателям, чтобы выдержать длительные проверки, буквально приходится превращаться в «банкомат» для проверяющих.

Основная цель создания СФР – исключить дублирование функций тех органов, которые «противодействуют нарушениям, посягающим на финансовые интересы государства». Предполагается, что СФР поможет снизить давление на украинский бизнес.

Новое ведомство будет подконтрольно Кабинету Министров Украины, который будет назначать и увольнять председателя службы и трех его заместителей по представлению премьер-министра. При этом раз в год СФР будет отчитываться перед Верховной Радой Украины о своей деятельности.

СФР предоставят широкие полномочия. Кроме того, что ей будут переданы отдельные вопросы налогового и таможенного контроля, она будет обладать правами проводить оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование. Розыск лиц, уклоняющихся от следствия и суда, наложение административных взысканий – это далеко не полный перечень полномочий СФР. В подтверждение сверх возможностей СФР, стоит отметить, что она будет иметь право доступа к информационным системам государственных органов. Структуры, наделенной такой властью, в Украине еще не существовало.

Сразу хочется отметить, что создание СФР не все восприняли положительно. Так, например, Государственная финансовая инспекция (далее – «Госфининспекция») не поддержала подобные инициативы. На ее взгляд, объединение в одном органе функций расследования и контрольно-проверочных функций, которыми предполагается наделить СФР является не просто нелогичным, но и содержит в себе угрозу для финансово-бюджетной безопасности государства. С одной стороны, идея размежевания контрольно-проверочных функций за соблюдением налогового законодательства и расследования преступлений в этой сфере, т.е. выведение функций налоговой милиции из системы органов доходов и сборов, конечно прогрессивная, но, с другой стороны, в одном органе предполагается объединить контрольно-проверочные функции за соблюдением бюджетного законодательства и расследование преступлений в этой сфере.

Допустив такого рода совмещение функций, можно предположить, что контроль ведения финансовой и бюджетной отчетности уйдет на второй план. Кроме того, проверка субъектов хозяйствования далеко не всегда указывает на то, что в деятельности плательщика налогов будут установлены правонарушения. Если же проверяющий наделен полномочиями по расследованию преступлений в этой сфере, то вполне возможно предвзятое отношение со стороны фискалов.

Вторым весомым аргументом в позиции Госфининспекции является то, что данный орган будет наделен практически неограниченными полномочиями, объединяя в себе контрольно-проверочные функции и правоохранительные. Это может поставить под угрозу объективное и непредвзятое отношение к изучению материалов уголовных правонарушений в экономической сфере, а также увеличит риск возникновения коррупции в новом органе.

Исполняющий обязанности главы Госфининспекции Виктор Костюшко уверен, что СФР необходимо создавать как правоохранительный орган по расследованию экономических преступлений на базе налоговой милиции без передачи контрольно-проверочных функций органов Госфининспекции.

Рациональное зерно в словах и.о. главы Госфининспекции безусловно есть, однако при этом стоит учитывать, что Госфининспекция заинтересована в том, чтобы контрольно-проверочные функции остались при ней, и ее непредвзятое отношение по данному вопросу можно поставить под сомнение.

Стоит также отметить, что создание такого универсального органа – идея далеко не новая. Данный вопрос поднимался еще в 2005 году. Действующий на тот момент Президент Украины Виктор Ющенко высказывал мнение о необходимости создания такого рода службы. В поддержание идеи в апреле 2006 года народным депутатом Мойсыком В.Р. был зарегистрирован соответствующий законопроект в Верховной Раде. Но дальше законопроекта дело не пошло.

Спустя несколько лет идея Виктора Ющенко была повторена новым Президентом Украины Виктором Януковичем. В 2013 году руководитель налоговой милиции Андрей Головач предложил свою версию проекта закона «О Службе финансовых расследований Украины». Согласно проекту сотрудники Службы наделялись в прямом смысле слова сверх-полномочиями, они могли применять физическую силу, слезоточивый газ и даже огнестрельное оружие. Подчиняться финполиция должна была напрямую президенту. Такая идея была негативно воспринята обществом и вызвала бурную критику. Поэтому проект закона так и не был воплощен в жизнь.

Таким образом, идея о создании СФР далеко не новая. Однако, учитывая нынешние реалии, ожидание обществом радикальных реформ и перемен, полной «перезагрузки» органов власти, велика вероятность воплощения данной идеи в жизнь. Возможно, это позволит провести кадровые изменения в правоохранительных и фискальных органах власти, искоренить иерархичные и коррупционные схемы.

Учитывая вышеизложенное, основная цель создания СФР – ликвидация конкуренции и несогласованности в работе правоохранительных органов. Основная миссия Службы – защита финансовой системы государства от уголовного влияния, борьба с теневой экономикой, предупреждение и расследование таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов, мошенничество, растрата бюджетных средств, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, а также другие правонарушения, которые причиняют существенный урон финансовым интересам государства.

Действующая ныне система, безусловно, устарела и давно не отвечает существующим требованиям. Новое ведомство, которое соберет в себе функции как минимум пяти органов, действующих на данный момент, призвано стать на защиту, как законных финансовых интересов государства, так и прав субъектов предпринимательской деятельности от противоправных вмешательств, бесконечных проверок и вымогательств со стороны различных фискальных и правоохранительных органов.

Концепция создания СФР предполагает, что создание такого рода структуры продлится несколько лет. Поскольку количество совершаемых экономических преступлений с каждым годом неуклонно растет, потребность в органе, который оперативно будет реагировать на любое проявление нарушений в финансовой сфере государства, не вызывает сомнений.

Форсирование создания такого ведомства, в первую очередь, можно обосновать тем, что чиновники, пришедшие к власти, стремятся продемонстрировать свою активную деятельность и устранить существующие недостатки. Ожидается внесение изменений в Налоговый кодекс, которые будут касаться введения «налогового компромисса», позволяющего предпринимателям уйти от уголовной и административной ответственности при условии уплаты незадекларированных платежей по налогу на добавленную стоимость (путем занижения налогового кредита) и налога на прибыль предприятий (путем занижения расходов) за любые периоды до 01 января 2014 года. До сих пор до конца остается не ясным порядок определения таких плательщиков, выявления их среди других. Какой орган будет определять «избранных» и «предлагать» им добровольно подать декларации. Вполне вероятно, что это будет первая задача для работы новой структуры. Обладая широкими полномочиями, для такого рода ведомства справиться с поставленным заданием не составит труда. СФР сможет и выявить нарушителей, и «склонить к добровольной уплате» незадекларированных платежей и, в случае необходимость, привлечь к ответственности.

Несомненно, концентрация такого количества полномочий в одном ведомстве увеличивает риск поддаться коррупционному соблазну. Остается надеяться, на отсутствие злоупотреблений полномочиями в СФР, на соблюдение принципов профессиональной этики и непредвзятости со стороны ее сотрудников. В таком случае, есть большая вероятность того, что данная «антивирусная программа» действительно «очистит» фискальную систему, сведет на «нет» теневую экономику, а все «вредоносные» начинания будут пресекаться на корню.

Все статьи

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63