.

Главная Статьи Изменения в Налоговом кодексе относительно упрощенной системы налогообложения
Статьи

26.10.2011

Изменения в Налоговом кодексе относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Изменения в «упрощенку».

21 октября 2011 года 264 голосами Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности)» № 8521. В случае подписания Закона Президентом, он вступит в силу с 01 января 2012 года.

Украинские предприниматели долго ожидали принятия данного Закона, поскольку с введением в конце 2010 года Налогового кодекса постоянно находились в «подвешенном» состоянии – было очевидным, что Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» будет отменен. Налоговый кодекс, в свою очередь, положений относительно «упрощенки» не содержал. Более того, неоднократно предпринимались попытки сократить перечень видов деятельности, осуществлять которые можно пребывая на упрощенной системе налогообложения, попытки повысить ставки единого налога. Существенным ударом по малому (и не только) предпринимательству стал также запрет юридическим лицам относить на валовые расходы затраты на приобретение товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства. То есть, урегулирование на законодательном уровне упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности должно, по идее, стать положительным фактором на пути установления конструктивного диалога между властью и малым бизнесом и положительно сказаться, как на прибыли предпринимателей, так и на наполнении государственного бюджета, за счет выхода бизнеса из тени. Так ли это и насколько упростит жизнь бизнесменам вышеуказанный Закон, рассмотрим в данной статье.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности)» № 8521 раздел XIV главного фискального документа страны дополняется главой 1 «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». В соответствии с п. 291.1 ст. 291 Кодекса плательщиками единого налога могут быть четыре группы субъектов:

1 группа. Физические лица – предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляющие исключительно розничную продажу товаров из торговых мест на рынках и/или осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению. Объем дохода таких предпринимателей в течение календарного года, который предшествует периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, не должен превышать 150 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (~150 000 гривен). Стоит отметить, что ставки единого налога для данной группы плательщиков, устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности в расчете на календарный месяц в пределах от 1% до 10% размера минимальной заработной платы (~10-100 гривен).

2 группа. Физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и продаже товаров, хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в т.ч. бытовых, налогоплательщикам, которые применяют упрощенную систему налогообложения, и/или населению (за исключением посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества, предоставления услуг в сфере страхования), деятельность в сфере ресторанного хозяйства. Необходимыми условиями пребывания в данной группе являются следующие: количество лиц, одновременно пребывающих в трудовых отношениях с такими плательщиками, не должно превышать 10 человек; годовой объем дохода не должен превышать 1000 размеров минимальной заработной платы (~1 000 000 гривен). Ставки единого налога для данной группы плательщиков, устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности в расчете на календарный месяц в пределах от 2% до 20% размера минимальной заработной платы (~20-200 гривен). Обратите внимание: данная группа предпринимателей имеет право работать с населением и другими плательщиками единого налога. Работать с плательщиками налога на прибыль смогут предприниматели 2 группы, которые занимаются производством товаров, торговлей и ресторанным бизнесом (т.е. не могут работать с общей системой налогообложения предприниматели 2 группы, осуществляющие предоставление услуг).

3 группа. Физические лица – предприниматели, отвечающие совокупности таких критериев: количество лиц, одновременно пребывающих в трудовых отношениях с такими плательщиками, составляет 10 человек; годовой объем дохода не превышает 3000 размеров минимальной заработной платы (~3 000 000 гривен). Для данной группы плательщиков налога ставки устанавливаются в размере 3% от базы налогообложения в случае уплаты налога на добавленную стоимость и 5% – в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога. Предприниматели данной группы имеют право осуществлять все, не запрещенные законодательством виды деятельности, и работать с контрагентами любой системы налогообложения.

4 группа. Юридические лица любой организационно-правовой формы, отвечающие совокупности таких критериев: среднеучетное количество сотрудников не превышает 50 человек; годовой объем дохода не превышает 5000 размеров минимальной заработной платы (~5 000 000 гривен). Для данной группы плательщиков налога ставки устанавливаются в размере 3% базы налогообложения в случае уплаты налога на добавленную стоимость и 5% – в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога. То есть, ставки налога для 3 и 4 групп плательщиков идентичны.

Для 1 и 2 групп уточняется перечень услуг, являющихся бытовыми, а именно: изготовление обуви по индивидуальным заказам, услуги по ремонту обуви, изготовление изделий из кожи по индивидуальным заказам, изготовление изделий из меха по индивидуальным заказам изготовление исподней одежды по индивидуальным заказам, изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам, изготовление текстильных изделий и текстильной галантереи по индивидуальным заказам, изготовление головных уборов по индивидуальным заказам, дополнительные услуги по изготовлению изделий по индивидуальным заказам, услуги по ремонту одежды и бытовых текстильных изделий, услуги по ремонту и реставрации ковров и ковровых изделий, изготовление и вязание трикотажных изделий по индивидуальным заказам, услуги по ремонту трикотажных изделий, изготовление ковров и ковровых изделий по индивидуальным заказам, изготовление кожных галантерейных и дорожных изделий по индивидуальным заказам, услуги по ремонту кожных галантерейных и дорожных изделий, изготовление мебели по индивидуальным заказам, изготовление плотничьих и столярных изделий по индивидуальным заказам, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов по индивидуальным заказам, услуги по ремонту радиотелевизионной и другой аудио- и видеоаппаратуры, услуги по ремонту электробытовой техники и других бытовых приборов, услуги по ремонту часов, услуги по ремонту, реставрации и возобновлению мебели, услуги по ремонту велосипедов, услуги по техническому обслуживанию и ремонту музыкальных инструментов, изготовление металлоизделий по индивидуальным заказам, услуги по выполнению фоторабот, услуги по ремонту других предметов личного пользования, домашнего потребления и металлоизделий, изготовление ювелирных изделий по индивидуальным заказам, услуги по ремонту ювелирных изделий, прокат вещей личного пользования и бытовых товаров, услуги по обрабатыванию пленок, услуги по стирке, обрабатыванию белья и других текстильных изделий, услуги по чистке и окрашиванию текстильных, трикотажных и пушных изделий, дубление пушных шкур по индивидуальным заказам, услуги парикмахерских, ритуальные услуги, услуги, связанные с сельским и лесным хозяйством, услуги домашней прислуги, услуги, связанные с очисткой и уборкой помещений по индивидуальным заказам.

Субъекты предпринимательской деятельности – плательщики единого налога не могут осуществлять следующие виды деятельности: организация и проведение азартных игр; обмен иностранной валюты; любые виды деятельности с подакцизными товарами (кроме розничной продажи топливно-смазочных материалов в ёмкостях до 20 литров и розничной продажи пива и столовых вин ФЛП); операции с драгоценными металлами и камнями; добыча и реализация полезных ископаемых; финансовое посредничество; деятельность по управлению предприятиями; почта, связь; продажа предметов искусства, антиквариата; организация торгов предметами коллекционирования, искусства, антиквариата; организация гастрольных мероприятий.

Следующие виды деятельности не могут осуществлять исключительно физические лица – предприниматели (юридические лица могут): аудит; сдача в аренду земельных участков, площадь которых превышает 0,2 га; сдача в аренду жилых помещений, площадь которых превышает 100 кв. м, нежилых помещений – 300 кв. м.; технические испытания и исследования.

Следует отметить, что не могут пребывать на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности следующие субъекты предпринимательской деятельности: субъекты, имеющие налоговый долг; нерезиденты; регистраторы ценных бумаг; финансовые учреждения; юридические лица, в уставном капитале которых совокупность долей юридических лиц – плательщиков налогов на общей системе превышает 25%; территориально-обособленные подразделения юридического лица – плательщика налогов на общей системе.

Заслуживающими отдельного внимания являются санкции за превышение дохода, позволяющего относится к той или иной группе. Для 1 и 2 групп сумма превышения дохода облагается налогом по ставке 15 % (обратите внимание – это ставка именно единого налога, а не НДФЛ), а единоналожник будет обязан перейти во 2 или 3 группу (в зависимости от размера превышения). Переход осуществляется с 1 числа первого месяца следующего квартала по заявлению, подаваемому до 20 числа текущего месяца. Если заявление о переходе не подано, с этой же даты упрощенец будет обязан перейти на уплату НДФЛ.

Для 3 и 4 групп схема подобна – уплата единого налога по ставке 15% (для 3 группы) или двойной ставки единого налога (для 4 группы) и переход со следующего квартала на общую систему налогообложения.

Доходы, полученные от операций, исключенных из упрощенной системы, а также расчеты, осуществленные в отличной от денежной формы, облагаются единым налогом по ставке 15% – для физических лиц – предпринимателей, и по двойной ставке – для юридических лиц. Для единоналожников – физических лиц 1 и 2 групп 15% ставка применяется в случае получения дохода от деятельности, не указанной в свидетельстве плательщика единого налога. Однако, в таком случае нет необходимости менять группу или переходить на общую систему налогообложения.

Важным и положительным моментом, как для упрощенцев, так и для юридических лиц, использующих общую систему налогообложения, учета и отчетности, стало исключение из Налогового кодекса п.п. 139.1.12, которым вводился запрет на отнесение на валовые расходы стоимости товаров, работ/услуг, приобретенных у «упрощенцев», плательщиками налога на прибыль. Введение данного запрета в начале 2011 года серьезно потрепало нервы единоналожникам, поскольку крупные предприятия просто отказывались от услуг таких контрагентов. Вместе с тем, теперь плательщики налога на прибыль на общих основаниях вместе с декларацией на прибыль обязаны будут подавать так называемый «Перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов – плательщиков единого налога».

В соответствии с Налоговым кодексом отчетным периодом для 1 группы является календарный месяц, для 2-4 групп – квартал.

Считаем необходимым отметить перенесение без изменений в Налоговый кодекс из Указа Президента Украины № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» нормы об освобождении плательщиков единого налога от уплаты земельного налога за земельные участки, использующиеся в хозяйственной деятельности такого плательщика, а также освобождение от уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Без изменений согласно Налоговому кодексу определяется доход от продажи основных средств (фондов), а именно, как разница между балансовой стоимостью таких средств и стоимостью их реализации. Что касается возвратной финансовой помощи, то в случае ее не возврата плательщиком единого налога в течение 12 календарных месяцев, она включается в состав доходов. Взносы учредителей в уставный капитал юридических лиц – плательщиков единого налога доходом не являются.

Подытоживая все вышеприведенное, можно сделать вывод, что принятие данного Закона должно стабилизировать малый бизнес, положительность многих содержащихся в нем норм очевидна. Тем не менее, упрощенная система в данной редакции выглядит не такой уже и простой: внедрение различных групп предпринимателей, плавающие ставки единого налога, введение многочисленных условий по видам деятельности, которые может осуществлять та или иная группа налогоплательщиков, а также различные санкции за нарушение правил использования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности – все это далеко не сразу начнет работать, как часы, и доставит немало хлопот предпринимателям. Однако, следует отметить, что многое зависит от того, насколько четко будут выполняться все положения кодекса на практике и как быстро органы государственной власти и местного самоуправления приведут свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом.

Адвокатские услуги, профессиональные услуги адвоката - это ключ к успешному ведению дел.

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63