.

Главная Статьи Отказ в принятии налоговой отчетности. Правовой анализ письма ГНАУ № 10317/6/12-0216 ...
Статьи

04.11.2010

Отказ в принятии налоговой отчетности. Правовой анализ письма ГНАУ № 10317/6/12-0216 от 6 октября 2010 года

Сегодня довольно сложно найти бухгалтера, у которого хотя бы раз не возникало проблем со сдачей в налоговую инспекцию отчетности, когда сотрудник последней отказывает в ее принятии без предоставления надлежащего обоснования. К сожалению, такие случаи имеют место быть и их количество постоянно растет, а в последнее время особое распространение приобретают отказы в принятии деклараций по НДС.

06 октября 2010 года в письме № 10317/6/12-0216 «Относительно случаев, когда ГНАУ не принимает декларации от налогоплательщиков» ГНАУ предоставила Справочник причин о непризнании налоговой отчетности как налоговой, в котором содержатся 13 оснований для непринятия налоговой отчетности и дополнительно еще 5 оснований по отчетности, сформированной в электронном виде и переданной средствами телекоммуникационной связи.

Ранее, налоговая администрация уже пыталась расширить перечень оснований для непринятия налоговой отчетности налогоплательщиков в Методических рекомендациях относительно централизованного приема и компьютерной обработки налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины, утвержденных Приказом ГНАУ № 827 от 31.12.2008 г.

24 февраля 2010 года Минюст обращался в ГНАУ с письмом № 1111-0-26-10-20 об отмене приказа № 827 от 31 декабря 2008 года, поскольку он расширяет перечень оснований для непризнания налоговой отчетности, определенных Законом Украины № 2181-III от 21 декабря 2000 года «Про порядок погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и, таким образом, согласно Положению о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением КМУ от 28 декабря 1992 № 731, подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, которая проведена не была. Таким образом, приказ № 827 от 31 декабря 2008 года не вступил в силу и не может быть применен. Также, Минюст отметил, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, они имеют разъяснительный, информационный характер и не устанавливают правовых норм.

В соответствии с п.п. 4.1.2 ст. 4 Закона Украины № 2181-III от 21 декабря 2000 года «Про порядок погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика как налоговая декларация, заполненная им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика. Таким образом, законодатель прямо указывает на 3 основания для непризнания налоговой декларации как налоговой, а именно:

  • в ней не указаны обязательные реквизиты;
  • она не подписана соответствующими должностными лицами;
  • не скреплена печатью налогоплательщика.

В соответствии с п.п. 4.1.2 вышеуказанного закона принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа, а налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей. Таким образом, налогоплательщику не может быть отказано в принятии налоговой декларации. Там же указано, что отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по любым причинам или выдвижение им любых предпосылок относительно такого принятия запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом.

Но, к сожалению, вышеупомянутые аргументы не всегда действуют на сотрудников налоговой инспекции, вопреки предписаниям закона, отказывающим в принятии того или иного отчета. В случае необоснованного отказа в приеме отчетности советуем, до истечения предельного срока подачи декларации, отправлять ее по почте с описью вложения и уведомлением о вручении, приложив к ней заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается поданной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений, не применяется. Налогоплательщик может также обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа по отказу в принятии налоговой декларации в судебном порядке.

Все статьи

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63