.

Главная Статьи Упрощение регистрации бизнеса или дополнительная возможность для рейдерства?
Статьи

14.01.2016

Упрощение регистрации бизнеса или дополнительная возможность для рейдерства?

По традиции, сложившейся в нашей стране, начало каждого нового года отмечается вступлением в силу ряда нормативно-правовых актов, принятых накануне ночью и которые вносят существенные изменения в ту или иную сферу деятельности. Если в прошлом году страну «шокировала» налоговая реформа, то в этом году в центре внимания находится реформа в сфере государственной регистрации бизнеса и общественных формирований.

Регистрация по-новому или как теперь начать собственное дело украинцам – тема, ставшая актуальной для всех субъектов предпринимательской деятельности.

С «01» января 2016 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»и некоторые другие законодательные акты Украины по децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований»от 26.11.2015 года № 835-VIII (далее – «Закон № 835-VIII»), излагающий в новой редакции Закон Украины от «15»мая 2003 года № 755-IV, который отныне имеет название «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований»(далее – «Закон № 755-IV»).

В конце прошлого года было много разговоров и сообщений в средствах массовой информации по поводу принятия данного Закона, однако много внимания уделялось далеко не самым важным его положениям.

Первым нововведением, хорошо освещенным в прошлом году, стало расширение перечня субъектов государственной регистрации. Так, если еще к началу 2016 года такими полномочиями были наделены исключительно государственные регистраторы – государственные служащие, почти единственной функцией которых было осуществление регистрационных действий, то новым Законом действия в сфере регистрации были переданы более широкому кругу лиц, среди которых далеко не все являются государственными служащими, а некоторые из них даже являются представителями частной сферы.

Так, к субъектам государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований отныне, помимо существующих Министерства юстиции Украины и его территориальных органов, добавятся:

  • районные, районные в городах, городские (городов областного значения), межрайонные управления;
  • исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
  • нотариусы;
  • аккредитованные субъекты.

Порядок прохождения ими аккредитации и мониторинга соответствия требованиям аккредитации еще предстоит определить Кабинету Министров Украины.

Минюст и его органы продолжат выполнять административные задачи нормативно-методического обеспечения, контроля, рассмотрения жалоб и обучение специалистов в области регистрации, технического обслуживания Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (далее– «Единый государственный реестр»).

Что касается полномочий в сфере регистрации, то за органами юстиции останется функция государственной регистрации политических партий, профессиональных и творческих союзов, организаций работодателей, обособленных подразделений иностранных организаций, третейских судов, общественных объединений и их символики.

Следующим нововведением стало внедрение очередного портала электронных сервисов, который смело можно назвать «кладезем» знаний о субъектах хозяйственной деятельности - юридических лицах и физических лицах - предпринимателях.

Так, отныне у каждого субъекта предпринимательской деятельности на портале электронных сервисов будет свой персональный кабинет, в котором будет содержаться вся информация о субъекте. Информация на бумажных носителях по настоящему Закону почти недоступна. Стоит отметить, что вновь созданные предприятия сразу ощутят нововведения Закона, поскольку после подачи документов субъекту государственной регистрации у них не останется ни одного учредительного документа, даже второго экземпляра устава, существование которого отныне не предусмотрено (отмена устава). На учредительные документы юридические лица смогут смотреть исключительно в персональном кабинете.

Досадной неожиданностью может оказаться, если однажды при очередном входе в персональный кабинет лицо «не узнает» свой устав, не найдет себя среди учредителей (участников) и установит, что компания принадлежит уже вовсе другим лицам.

Несмотря на то, что изменения вступили в силу меньше месяца назад, такие случаи рейдерства уже были зафиксированы.

В обоснование таких «улучшений» законодатели отмечают максимальный сервис для субъектов предпринимательской деятельности, который якобы дает возможность аккумулировать информацию и все документы на портале электронных сервисов и, соответственно, получать такую информацию в режиме онлайн, без необходимости обращения к субъектам государственной регистрации. Отправка документов, первичная регистрация и проведение изменений, заказ и получение сведений происходят в режиме онлайн с использованием электронной почты. Регистрационные дела и архивы приобретают наряду с бумажными носителями электронный вид.

Стоит учитывать, что отныне все желающие смогут посмотреть уставные документы юридического лица, воспользовавшись порталом электронных сервисов. При этом, наверное, эта новость приятна далеко не для всех.

Кстати, отныне выписку можно будет получить только в электронном виде в персональном кабинете. Так, в Законе № 755-IV определено, что выпиской называется документ в электронной форме. Выписка в бумажном виде станет раритетным документом, поскольку на данный момент она выдается только в результате совершения регистрационного действия (внесение изменений в сведения, содержащиеся в выписке) или для проставления апостиля. Однако, последний вариантвозможно реализовать только обратившись в Министерство юстиции Украины. В п. 12 ч. 2 ст. 5 Закона № 755-IV указано, что предоставление выписок и информационных справок в бумажной форме для проставления на них апостиля относится к полномочиям Министерства юстиции Украины. Отделы государственной регистрации с «01» января 2016 года лишены права принимать запросы и выдавать выписки. В самом Министерстве внутренние механизмы на сегодняшний день не разработаны, даже отсутствуют казначейские счета для перечисления административного сбора.

Что касается выписок, предоставляемых в результате совершения регистрационных действий, то они приобрели еще более упрощенный вид. Кто помнит, выписка как документ была призвана заменить свидетельства о государственной регистрации, которые, в отличие от выписок, невозможно было получить, подав запрос. Банки, нотариусы, не говоря уже о контрагентах, длительное время привыкали к таким нововведениям. Следующими шагами законодателей, вызванными экономией бюджетных средств, стали отмена бланка строгой отчетности с серией и номером, а позже исчезновениес выписок герба Украины. Так вот на этот раз законодатели решили пойти дальше–выписки отныне предоставляются без проставления подписи и печати регистратора. Представляем, сколько усилий придется приложить субъектам предпринимательской деятельности, чтобы доказать юридическую силу таких «бумажек».

Поскольку с начала года законодатели смогли ввести персональный кабинет только на бумаге, то из-за отсутствия программного обеспечения последний до сих пор не функционирует. Субъекты предпринимательской деятельности, особенно юридические лица, столкнулись с непреодолимой проблемой – получением выписки в бумажном виде. В электронном кабинете такая услуга еще недоступна. Наиболее распространенной является ситуация, при которой выписка требуется для участия в конкурсных торгах. Любые доводы о том, что в бумажном виде данный документ больше не существует,на организаторов торгов не действуют. Таким образом, потенциальные участники вынуждены терпеть убытки, ощущая на себе введенные улучшения.

Третьим существенным нововведением стало то, что новая редакция Закона № 755-IV взяла на себя часть норм Закона Украины «Об общественных объединениях» от 22.03.2012 года № 4572-V и с «01» января 2016 года распространяет свое действие на первичную регистрацию и внесение изменений в общественные объединения. Более того, новая редакция Закона № 755-IV регулирует отныне регистрацию постоянно действующих третейских судов, политических партий, обособленных подразделений иностранной неправительственной организации, представительств, филиалов иностранной благотворительной организации, а также государственной регистрации символики.

Четвертая новелла касается порядка оформления изменений в сведения о юридическом лице. Так, п. 2 ч. 4 ст. 15 Закона № 755-IV указывает на обязанность оформления всех изменений к сведениям о юридическом лице решением его уполномоченного органа управления. Исключения предусмотрены только в трех случаях изменения информации:

  • конечных бенефициарных владельцах;
  • о местонахождении;
  • об осуществлении связи с юридическим лицом.

Несмотря на то, что в соответствии с новой редакцией Закона № 755-IV при первичной регистрации юридического лица решение учредительного собрания учредителей не подается, на практике государственные регистраторы продолжают его требовать.

Существенным является то, что внесение изменений в уставные документы юридического лица подлежит оформлению единственным способом – изложением уставного документа в новой редакции (п. 8 ч. 4 ст. 15 Закона № 755-IV). При этом, предполагается, что юридическое лицо должно предоставить бумажный вариант действующей редакции устава. Однако никакие отметки на нем проставляться не будут, поскольку, как уже отмечалось ранее, все уставные документы будут аккумулироваться на портале электронных сервисов. Будет ли юридическое лицо иметь возможность оставить себе бумажный вариант предыдущих редакций устава, пока остается неясным. Если нет, то проверять действительность устава придется только через портал электронных сервисов.

Пятым нововведением стоит отметить введение такого понятия как приостановление рассмотрения документов. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения представленных документов приведен в ст. 27 Закона № 755-IV и состоит из 7 пунктов. Государственный регистратор имеет право приостановить рассмотрение документов до 15 календарных дней. Это время предоставляется заявителю для исправления ошибок и представления документов, которых не хватает.

Отказ в государственной регистрации документов продолжает существовать, как и раньше. Так, в ст. 28 Закона № 755-IV установлено 11 оснований для отказа в государственной регистрации для юридического лица и 5 для физического лица - предпринимателя. В частности, общими для обоих лиц основаниями является то, что документы поданы лицом, не имеющим на это полномочий, или не устранены основания для приостановления рассмотрения документов в течение установленного срока.

Шестой новеллой в сфере государственной регистрации является прокламация принципа экстерриториальности. Регистрационные действия будут проводиться субъектами государственной регистрации независимо от места регистрации заявителя на всей территории Украины.

Седьмым нововведением, которое действительно должно облегчить жизнь субъектов предпринимательской деятельности, является отмена обязанности ежегодного представления подтверждения сведений о юридическом лице (регистрационной карточки по форме № 6). Стоит заметить, что у налоговых органов также упразднены полномочия присваивать состояние «отсутствие юридического лица по местонахождению» и право аннулировать на этом основании статус плательщика налога на добавленную стоимость.

Менее существенным по значению восьмым нововведением является то, что в Единый государственный реестр будут добавлены сведения о выданных лицензиях и документах разрешительного характера. Сведения о них будут содержаться в выписке. При этом, лицам, которые сталкивались с лицензированием, известно, что такие сведения были доступны и ранее на официальных сайтах органов лицензирования.

В качестве девятого существенного нововведения, которое коснется физических лиц-предпринимателей и которое призвано способствовать им в ведении хозяйственной деятельности, является то, что отныне по аналогии с юридическими лицами в Единый государственный реестр могут быть включены лица, имеющие право от имени физического лица - предпринимателя осуществлять юридически значимые действия (подписанты предпринимателя), подавать документы для регистрации, подписывать договоры.

Десятой новеллой, которая по праву является неприятным «сюрпризом» для субъектов хозяйствования, является значительное увеличение размера административного сбора, взимаемого за совершение почти всех регистрационных действий и предоставления сведений. Так, в соответствии со ст. 36 Закона № 755-IV административный сбор установлен в таких размерах, которые округляются до ближайших 10 гривен:

  • за государственную регистрацию изменения каких-либо сведений о юридическом лице (кроме изменения информации о связи) – 0,3 минимальной заработной платы (410 грн.);
  • при изменении фамилии, имени, отчества или места нахождения физического лица предпринимателя –0,1 минимальной заработной платы (140 грн.);
  • за выписку для проставления апостиля или извлечение в бумажной форме –0,05 минимальной заработной платы (70 грн.);
  • за документы в бумажной форме, содержащиеся в регистрационном деле – 0,07 минимальной заработной платы (100 грн.).
Как видим, услуги значительно подорожали. Стоит отметить, что при подаче и получении документов в электронном виде плата уменьшается на четверть от указанных сумм и также подлежит округлению до ближайших 10 гривен:
  • за изменения данных юридических лиц – 310 грн.;
  • за изменения данных физических лиц - предпринимателей – 100 грн.;
  • за выписки и выдержки – 50 грн.;
  • документы из регистрационного дела – 70 грн.

Стоимость исправления технической ошибки, допущенной по вине заявителя, составляет 30% размера сбора за действия, во время совершения которых такая ошибка была допущена, ошибка по вине субъекта регистрации устраняется бесплатно по его инициативе или после обращения заявителя. Частным нотариусам и аккредитованным субъектам в качестве финансирования останется 60% административного сбора, который будет оплачен при совершении ими регистрационных действий. 40%, которые останутся, направляются для наполнения местных бюджетов по месту предоставления услуг, а не в Государственный бюджет Украины, как было в прошлом году. Несмотря на перераспределение средств, благодаря повышению ставок казна не опустеет. Складывается ситуация, при которой любые изменения, которые ранее не требовали уплаты административного сбора, в частности смена директора, видов экономической деятельности, местонахождения, даже если при этом не вносятся изменения в устав, с «01» января 2016 года влекут за собой уплату административного сбора, еще и по таким повышенным ставкам. При таких условиях не радует даже то, что плата за публикацию изменений в сведениях о юридическом лице отменена.

Менее существенным, но предсказуемым шагом законодателя, стала отмена необходимости предоставления ежегодной финансовой отчетности в отделы регистрации. Поскольку никаких штрафных санкций за такое непредоставление не было предусмотрено, то и раньше далеко не все субъекты хозяйствования выполняли эти предписания законодательства.

Попыткой законодателя избежать злоупотребления субъектами государственной регистрации предоставленными им правами (особенно, учитывая то, что государственными регистраторами после осуществления аккредитации станут не только государственные служащие, но и частный сектор) является разработка норм, запрещающих проводить регистрационные действия в отношении себя, своих родственников или юридических лиц, учредителем или участником которых является такое лицо или с которым находится в трудовых отношениях.

В который раз была изменена форма регистрационных карточек. Кстати, последние изменения в них были внесены в ноябре прошлого года. Однако, уже «06» января 2016 года приказом Министерства юстиции Украины № 15/5 утверждены новые формы заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований. Как видим, такие заявления уже не называются регистрационными карточками, их формы не содержат нумерации, а только названия заявлений.

Практика, сложившаяся с начала года свидетельствует о том, что субъекты государственной регистрации в различных областях Украины работают по-разному. В начале года некоторые регистраторы еще принимали ежегодные подтверждения сведений о юридическом лице, другие, наоборот, не совершали никаких регистрационных действий до получения четких окончательных инструкций.

Переходный период для воплощения изменений и передачи полномочий «новоиспеченным» субъектам государственной регистрации определен до «30» апреля 2016 года.

Как видим, нововведения имеют ряд недостатков и стоит задать вопрос – а стоило ли ломать нынешнюю систему, которая нормально функционировала, введение которой сопровождалось большими трудностями и на слаженную работу которой ушло много времени, сил и средств. Кроме того, новые положения противоречат также признакам нотариальной деятельности. Закон Украины «О нотариате» называет нотариусом уполномоченное государством физическое лицо, осуществляющее нотариальную деятельность в государственной нотариальной конторе, государственном нотариальном архиве или независимую профессиональную нотариальную деятельность, в частности удостоверяет права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершает другие нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью предоставления им юридической достоверности, а также осуществляет функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество в порядке и случаях, установленных Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». В нынешней ситуации государственные регистраторы имеют статус государственных служащих, принимавших присягу и за свою работу получают заработную плату. Это, по крайней мере, предусматривало их самостоятельность в принятии решений, руководство в работе требованиями нормативных актов и незаинтересованность в результате регистрации. Поскольку у нотариусов на кону будет доход от проведения регистрационных действий, им будет нелегко принять правовое решение в ситуации, когда документы содержат недостатки или и вовсе являются незаконными. Однако, даже не принимая во внимание коррупционную составляющую, большинство нотариусов не владеют и близко к уровню государственных регистраторов нормами ряда правовых актов в сфере регистрации, хозяйственного и корпоративного права.

Остается только надеяться, что благая цель децентрализации будет достигнута, и средства будут действительно переданы на места, очереди устранены, а коррупция ликвидирована. Но, к сожалению, есть опасения, что, как уже принято в нашей стране, вместо очередного улучшения и повышения качества услуг, такая реформа может стать всего лишь «палкой в колесах» бизнеса и «занозой» для рядовых граждан – тех, кто в трудное время в поисках заработка взял на себя бремя ведения собственного дела.

Все статьи

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63