.

Главная Статьи Конституционная реформа и «монополия адвокатуры»
Статьи

15.11.2015

Конституционная реформа и «монополия адвокатуры»

Весной этого года в Украине началась очередная конституционная реформа. Серьезность намерений о внесении изменений в Основной Закон была подкреплена созданием указом Президента Украины от «03» марта 2015 года Конституционной комиссии во главе с председателем Верховной Рады Украины, которой и было поручено обрабатывать реформаторские предложения.

Ожидаемые изменения коснутся трех фундаментальных вопросов:

  • децентрализации;
  • правосудия и смежных правовых институтов;
  • прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Для реализации вышеуказанных задач Конституционная комиссия была разделена на соответствующие Рабочие группы. Недавно комиссия приняла проект изменений в Конституцию Украины, предложенный Рабочей группой по вопросам правосудия и смежных правовых институтов.

«23» октября 2015 года проект изменений в Основной Закон получил одобрение Венецианской комиссии.

Среди ряда нюансов и предлагаемых изменений считаем необходимым осветить два наиболее резонансных момента: введение Высшего совета правосудия и предоставление адвокатам «монополии» на представительство любого лица в суде. Стоит заметить, что многочисленные нарекания вызвало сохранение четырехуровневой системы правосудия. По мнению специалистов, было бы правильным отменить высшие специализированные суды, поскольку на практике их полномочия зачастую совпадают с полномочиями судов предыдущих инстанций, а их существование является предпосылкой для возникновения коррупционной составляющей.

Высший совет правосудия – новый орган судейского самоуправления, который призван заменить существующий ныне Высший совет юстиции. При этом, изменения коснутся не только названия, но и состава такого органа. Так, в Высший совет правосудия будет входить 21 член, а именно: Председатель Верховного Суда Украины (по должности), 10 членов избирает съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке, 2 – назначает Президент Украины, по 2 выбирает Верховная Рада Украины, съезд адвокатов Украины, всеукраинская конференция прокуроров, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений из числа ученых в области права.

Каждый член Высшего совета правосудия избирается или назначается сроком на 4 года и не может быть избран или назначен на второй срок подряд. Среди требований к кандидатам совета указываются: несовместимость должностей, гражданство Украины, наличие высшего юридического образования, существенный стаж работы в области права, а также другие требования, которые будут установлены законами Украины.

Кроме того, Высший совет правосудия переберет на себя и ряд новых полномочий, таких как: освобождение судьи от должности и принятие решения о прекращении полномочий судьи, предоставление согласия на задержание судьи или содержание под стражей, принятие решения о временном отстранении судьи от осуществления судопроизводства, принятие мер по обеспечению независимости судей и прочее.На данный момент некоторые из этих полномочий принадлежат Верховной Раде Украины.

По замыслу, Высший совет правосудия будет ключевым органом в процессе назначения судей на должность. Он будет принимать решение о внесении представления Президенту о назначении на должность судьи, а Президент не будет иметь возможность отклонить его и будет вынужден назначить того кандидата, которого предложил Высший совет правосудия.

Также, интересным моментом является то, что планируется отменить 5-летний испытательный срок для судей, которые будут назначаться сразу бессрочно. Возможно, это связано с повышением возрастного ценза для судей.Так, если сейчас чтобы стать судьей необходимо достичь 25 лет, то в будущем судьей не сможет быть лицо моложе 30 лет. Кроме того, для кандидатов в члены Конституционного Суда Украины, по обновленной Конституции, стаж научной деятельности в области права или профессиональный стаж работы судьей или адвокатом должен составлять не менее 15 лет, а не 10 как сейчас.

Что же касается адвокатов, то будущая ст. 131-2 Конституции Украины содержит положение о том, что защита от обвинения и представительство в суде осуществляется исключительно адвокатами. Законом могут быть определены другие виды юридической помощи, которые предоставляются исключительно адвокатом. Это и есть так называемая «монополия на представительство», ведь, напомним, что сегодня почти любое лицо может осуществлять защиту и представительство интересов в суде.

С целью уменьшения волны негодования, такие изменения не будут происходить одновременно во всех судебных инстанциях. Доступ к правосудию будет постепенно «отсекаться», начиная с высших инстанций. Так, согласно Переходным положениям проекта изменений, защита прав обвиняемого и представительство исключительно адвокатами осуществляется:

  • в Верховном Суде Украины и судах кассационной инстанции – с «01» января 2017 года;
  • в судах апелляционной инстанции – с «01» января 2018 года;
  • в судах первой инстанции – с «01» февраля 2019 года.

Действующий Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» устанавливает, что адвокатом может быть лицо с высшим юридическим образованием, имеющее стаж работы в области права не менее двух лет. При этом, необходимо сдать квалификационный экзамен, пройти стажировку и получить свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью. Исключение в отношении не прохождения такой стажировки устанавливается для лиц, проработавших не менее года (в течение последних двух лет) помощником адвоката.

Таким образом, если изменения в Конституцию Украины будут приняты, то все ныне работающие юристы, практикующие в судебной сфере, чтобы иметь возможность продолжать свою практику, будут обязаны проходить стажировку у адвокатов и сдавать квалификационный экзамен. При этом, конечно, такая стажировка, которая длится полгода, не является бесплатной. То есть, опытные юристы, которые на данный момент имеют стабильный доход и наработанную клиентскую базу, должны отказаться от предоставления правовых услуг минимум на шесть месяцев, приостановив при этом сопровождение всех текущих клиентов.Последние же, в свою очередь, чтобы воспользоваться правом на судебную защиту, вместо проверенного годами юриста будут вынуждены искать новый «адвокатский аналог».

При этом, статья 59 Основного Закона утверждает, что каждый свободен для выбора защитника своих прав. Возникает закономерный вопрос– каким образом это связано с монополией адвокатуры? Неужели свобода выбора имеет место только среди адвокатов? И в чем тогда заключается такая «квазисвобода»?

Сторонники реформы утверждают, что представительство в суде исключительно лицами, имеющими адвокатское свидетельство, повысит профессиональный уровень представителей и сделает защиту более квалифицированной. Но действительно ли это так? В чем разница между юристами и адвокатами? Ведь обе категории представителей имеют высшее юридическое образование. По сути, адвокаты – это те же юристы, сдавшие квалификационный экзамен и получившие свидетельство на право занятия адвокатской деятельностью. При этом, как уже отмечалось, получение свидетельства не является бесплатной процедурой, более того, желанное свидетельство стоит дорого. Как показывает практика, переход от касты юристов к касте адвокатов всегда сопровождала коррупционная составляющая. Наверное, не каждому практикующему юристу будет по карману получение «свидетельства адвоката». Являются ли адвокаты более квалифицированными? Вопрос открытый. Исторически сложилось, что те адвокаты, которые практикуют сегодня, получили свидетельство не потому, что они, например, являются более квалифицированными других юристов. Получение ими свидетельства преимущественно обусловлено тем, что они практикуют в области уголовного права, представляя сторону защиты, где уже давно для представительства интересов процессуальным законодательством требуется наличие свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью

Кроме того, уже сейчас юридические услуги, предоставляемые адвокатами, в несколько раз дороже аналогичных услуг «свободных» юристов. Монополия адвокатуры, которая существенно уменьшит конкуренцию на рынке судебной практики, одновременно будет способствовать повышению стоимости юридических услуг. Если вспомнить недавнее повышение ставок судебного сбора, то возникает закономерный вопрос об ограничении доступа к правосудию. По всей видимости, правосудие скоро станет привилегией избранных.

И наконец, можно только представить, какое количество правоведов захочет все же получить свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью. Но не станет ли это поводом для роста уровня коррумпированности (которая существует и сейчас) органов, которые задействованы в получении такого свидетельства?

Таким образом, на сегодняшний день, перспектива введения «монополии» адвокатов на представительство является сомнительным улучшением в сфере осуществления правосудия, которое вызывает ряд дискуссий как среди инициаторов реформы, экспертов судебной системы, так и среди практикующих юристов. Большинству адвокатов извлечь выгоду из этой ситуациискорее всего тоже не получится, поскольку адвокаты по уголовному праву вряд ли «бросятся» практиковать в очень специфических хозяйственном, корпоративном или налоговом праве, где традиционно практикуют корпоративные юристы, работающие в юридических компаниях. Возможно, в будущем такая реформа нашей странеи нужна, однако на данный момент она является преждевременной и не выполнит тех функций, которые на нее возложены.

Учитывая вышеизложенное, конституционная реформа, которая коснется, в том числе,и правосудия, сомнительна с точки зрения действительного улучшения судебной системы, и, возможно, является лишь имитацией благих намерений парламентариев повысить профессиональный уровень всех участников судебного процесса.

Все статьи

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харков, пр. Ленина 5,
офис 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63