.

Главная Статьи Новогодние подарки или налоговая реформа принята
Статьи

15.01.2015

«Новогодние подарки» или налоговая реформа принята

Парламент Украины под конец года оказался чрезмерно щедрым на «подарки». Принятый «28» декабря 2014 года Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII (далее – «Закон») вступил в силу «01» января 2015 года.

И неважно, что пп. 4.1.9 Налогового кодекса Украины (далее – «НК Украины») установлен принцип стабильности, который предусматривает, что изменения к любым элементам налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Также данный принцип предусматривает, что налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут меняться в течение бюджетного года. Парламентарии уже не раз забывали об этой норме налогового законодательства. Поэтому налогоплательщикам предстоит осваивать налоговую реформу не до ее вступления в силу, а уже в процессе ее действия.

Благородной целью данного Закона, как поясняли субъекты законодательной инициативы, является улучшение условий ведения бизнеса в Украине. При этом инициаторы налоговой реформы планировали повысить показатели Украины в международных рейтингах, улучшив эффективность использования экономики за счет:

  • уменьшения расходов предприятий на определение налоговых обязательств и составление налоговой отчетности;
  • уменьшения расходов государства на администрирование налогов;
  • устранения недостатков действующего законодательства, позволяющих крупным плательщикам минимизировать налогообложение;
  • уменьшения налоговой нагрузки на малый бизнес.

Цель, безусловно, хорошая, но возможно ли ее достичь предложенными парламентариями средствами?

Итак, какие же «подарки» преподнес налогоплательщикам парламент? Рассмотрим основные положения налоговой реформы.

До 2015 года существовало 22 налога. Отныне же их количество сокращено до 9. Новость, на первый взгляд, кажется приятной, но не все так просто. Некоторые налоги были просто объединены. Так, в частности, государство не смогло попрощаться с платой за землю, налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, фиксированным сельскохозяйственным налогом и некоторыми другими налогами. Более того, возникли новые налоги, в частности транспортный налог, а у существующих была расширена база налогообложения, как, например, у акцизного налога. Приятной новостью является то, что сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности упразднен, т.е. отныне торговый патент получать не нужно.

Начиная с 2015 года, к общегосударственным налогам относятся: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, экологический налог, рентная плата, а также пошлина. К местным налогам относятся новый налог на имущество и, уже привычный всем, единый налог. К местным сборам, по-прежнему, принадлежат сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор.

Налог на прибыль предприятий. Налоговый компромисс. Отмена льгот

Начиная с 2015 года, объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем корректировки, т.е. уменьшения либо увеличения финансового результата до налогообложения, определенного в соответствии с положениями бухгалтерского учета, на разницы, возникающие:

  • при начислении амортизации необоротных средств;
  • при формировании резервов (обеспечений);
  • при осуществлении финансовых операций.

При этом для плательщиков налогов, у которых годовой доход от любой деятельности, определенный по данным бухгалтерского учета не превышает 20 млн. грн., объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы. Количество таких плательщиков составляет около 95% от общего количества налогоплательщиков. Данные изменения внесены в п. 134.1 НК Украины.

Основная ставка налога на прибыль предприятий, по-прежнему, составляет 18%.

Также «25» декабря 2014 года был принят нашумевший Закон, предлагающий налогоплательщикам налоговый компромисс .

В принятой редакции предусмотрено освобождение от привлечения к юридической ответственности плательщиков налогов за занижение налоговых обязательств по двум налогам, а именно налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость, за любые налоговые периоды до «01» апреля 2014 года. При этом, плательщикам налогов необходимо признаться в минимизации налогов, подав уточняющий расчет. В расчете следует указать сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость или же сумму завышения расходов по налогу на прибыль. И только после этого государство подарит индульгенции в виде погашения 95% суммы налога. Плательщикам налогов придется уплатить оставшиеся 5%. Вот такой вот гамбит предлагает государство. Посмотрим, много ли будет желающих «прийти с повинной».

Также, к сожалению, парламент решил отменить практически все льготы для субъектов хозяйствования по налогу на прибыль. В частности, отменена ставка налога на прибыль в размере 5% для предприятий IT-индустрии.

Налог на добавленную стоимость. Электронное администрирование НДС. НДС-счета

Налог, который у всех на слуху. Статус плательщика НДС получить нелегко, сохранить – еще сложнее, но потерять очень просто. Если Вы плательщик НДС, то Вам обеспечено повышенное внимание со стороны контролирующих органов. Налоговики будут постоянно Вас приглашать на «беседы», рассказывая о налоговой нагрузке по НДС, предостерегая от нерадивых контрагентов, устрашая «налоговыми ямами» и «площадками».

Изменения, которые претерпел налог на добавленную стоимость, состоят в следующем.

С «01» января 2015 года увеличен «порог», начиная с которого налогоплательщик подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС. В соответствии с изменениями, внесенными в п. 181.1 НК Украины, регистрация плательщиком НДС в обязательном порядке предусмотрена для субъектов хозяйственной деятельности, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров либо предоставлению услуг, которые подлежат налогообложению, начисленная (уплаченная) такому лицу за последние 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн. гривен .

При этом, следует отметить, что, по-прежнему, остается возможность зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость в добровольном порядке. Более того, контролирующий орган обязан принять решение о регистрации субъекта плательщиком НДС в течение 3 рабочих дней от даты получения регистрационного заявления (ранее – в течение 5 рабочих дней).

Претерпела корректировки и база налогообложения. Теперь, в соответствии с изменениями, внесенными в п. 188.1 НК Украины, база налогообложения операций по поставке товаров / услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров / услуг. База налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров / услуг не может быть ниже их себестоимости. Что касается базы налогообложения операций по поставке необоротных активов, то она не может быть ниже балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного периода, в течение которого осуществляются такие операции. Если же учет необоротных активов отсутствует, то при определении базы налогообложения должна применяться обычная цена.Очевидно, что это очередной шаг государства навстречу фискалам в борьбе с ценами, которые являются ниже обычных.

Основным новшеством в порядке уплаты НДС является введение электронного администрирования данного налога.

Плательщикам НДС автоматически открываются счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС-счета). Субъекты хозяйствования обязаны обеспечить, чтобы на специальном счете находилась сумма, необходимая для уплаты НДС.

Следующим нововведением является то, что в соответствии с п. 11 Подраздела 2 Раздела XХ НК Украины с «01» февраля 2015 года регистрации в Едином реестре налоговых накладных подлежат все без исключения налоговые накладные независимо от суммы налога (ранее – налоговые накладные подлежали регистрации только в том случае, если сумма налога на добавленную стоимость в одной накладной превышала 10 тыс. гривен).

Для определения суммы налога, на которую можно выписать налоговую накладную, законодатели вывели специальную формулу. Так, в соответствии с п. 2001.3 НК Украины плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и / или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных на сумму налога (SНакл), рассчитанную по следующей формуле:

SНакл = SНаклПол + SТам + SПопСч – SНаклВыд – SВозм – SПревыш

Непонятные символы в этой формуле означают следующее. Символ «S», как и в математике, означает сумму, в нашем случае, сумму налога.

SНаклПол – общая сумма налога по полученным и зарегистрированным в Едином реестре налоговым накладным;

SТам – общая сумма налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

SПопСч – общая сумма пополнения специального счета с текущего счета плательщика;

SНаклВыд – общая сумма налога по выданным и зарегистрированным плательщиком налоговым накладным;

SВозм – общая сумма налога, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению;

SПревыш – общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных в налоговых декларациях, над суммой налога, которая содержится в налоговых накладных, составленных плательщиком.

Проведя несложные арифметические вычисления, налогоплательщики смогут установить, имеют ли они право выписывать налоговую накладную, и на какую сумму. Если сумма налоговой накладной SНакл не дает права выдавать налоговую накладную, то операции по поставке товаров и услуг все равно будут осуществляться, но без выдачи налоговых накладных. Безусловно, в первую очередь, это негативно скажется на контрагенте, который будет лишен права на налоговый кредит.

Таким образом, для того чтобы зарегистрировать налоговую накладную в Едином реестре, общая сумма НДС не должна превышать SНакл. Если же SНакл является недостаточной для выдачи налоговой накладной, то законодатели предусмотрели выход из ситуации, при которой налоговая накладная не может быть выдана. В указанной выше формуле присутствует также сумма пополнения спецсчета(НДС-счета) с собственного счета. Для того, чтобы выписать налоговую накладную плательщику необходимо перечислить недостающую сумму со своего текущего счета на спецсчет (НДС-счет). Если же у плательщика отсутствуют денежные средства для пополнения специального счета, то он, увы, не вправе выдавать налоговые накладные. Налоговые накладные можно сравнить со звонками по мобильному телефону. Если хочешь совершать исходящие, пополняй мобильный.

Утешением является то, что переходными положениями НК Украины установлен период, который дается налогоплательщикам для адаптации. Так, в соответствии с п. 35 Подраздела 2 Раздела XX НК Украины, период с «01» февраля 2015 года по «01» июля 2015 года является переходным, в течение которого регистрация налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных может осуществляться без ограничения суммой налога, исчисленной по вышеприведенной формуле.

Также в п. 34 Подраздела 2 Переходных положений НК Украины установлено, что с «01» июля 2015 года зарегистрированным плательщикам налога автоматически увеличивается размер суммы НДС, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в Едином реестре, выведенную по формуле, на сумму среднемесячного размера сумм налога, задекларированных и погашенных плательщиком за последние 12 отчетных месяцев.

Менее важным нововведением является то, что отчетность по НДС может подаваться исключительно в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи. Фактически, фискалы уже предъявляли такие требования на протяжении какминимумпоследнегогода и без законодательного урегулирования данного вопроса.

Налог на доходы физических лиц. НДФЛ с дивидендов по ставке 20%. Косвенный контроль доходов и расходов

Внесенные изменения коснулись не только субъектов хозяйствования, но и рядовых граждан. Парламентарии приготовили им следующие «подарки».

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 167.1 НК Украины, основная ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ), как и ранее, составляет 15%, если база налогообложения не превышает 10 минимальных заработных плат, установленных на «01» января текущего года. В противном случае, к сумме превышения применяется ставка 20%. Напомним, что ранее действовала ставка 17%. Утешает только то, что не так много граждан имеют доходы, превышающие 10 минимальных заработных плат, что на данный момент составляет 12 180 гривен. В основном, данное нововведение коснется лиц, получивших наследство от дальних родственников либо получивших доход от продажи имущества.

«Сюрпризы» уготованы и для лиц, которые имеют пассивные доходы. В соответствии с п. 167.5 НК Украины ставка налогообложения для пассивных доходов повышена с действующих ранее 5% и 15% до 20%. Исключение составляют только доходы в виде дивидендов по акциям и корпоративным правам, которые начислены резидентами - плательщиками налога на прибыль предприятий (кроме доходов, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования), для которых, по-прежнему, сохранена ставка 5% (пп. 167.5.2 НК Украины).

Таким образом, необходимо обложить налогом по ставке 20% доход, полученный при выплате дивидендов учредителям (участникам) - физическим лицам, если он начислен:

  • юридическими лицами - единоналожниками;
  • юридическими лицами - нерезидентами.

Обращаем внимание, что к пассивным доходам относятся проценты на текущий или депозитный банковский счет, дивиденды, роялти, инвестиционная прибыль и другие виды доходов, установленные пп. 167.5.3 НК Украины.

Сложно сказать, каким образом законодатель хотел улучшить инвестиционный климат в Украине, увеличивая ставку налогообложения дивидендов для эмитентов корпоративных прав-нерезидентов, а также избравших упрощенную систему налогообложения.

Также, начиная с «01» января 2015 года подлежат налогообложению по ставке 15% пенсии, размер которых превышает 3 минимальные заработные платы, что на данный момент составляет 3 654 гривны. При этом налогообложению будет подлежать не вся пенсия, а только сумма превышения.

Кроме того, в соответствии с п. 8 Раздела ІІ Закона Кабинету Министров Украины поручено до «01» марта 2015 года разработать и представить на рассмотрение парламенту законодательные предложения по формированию «нулевой» базы с целью осуществления в дальнейшем контроля доходов и расходов граждан. Формирование «нулевой» базы предусматривает обязательное одноразовое декларирование физическими лицами своих активов как материальных, в том числе денежных, так и нематериальных. Государство, в свою очередь, предоставляет таким декларантам гарантии относительно освобождения от налогообложения задекларированных активов, в том числе гарантии освобождения от ответственности, установленной за неуплату налогов с задекларированных активов при их получении. Также государство предлагает предоставить возможность не размещать задекларированные денежные средства на текущих счетах. Кроме того, Кабинету Министров Украины необходимо ввести косвенные методы контроля соответствия доходов и расходов физических лиц, предусмотрев конкретные механизмы и порядок осуществления косвенных методов контроля.

Таким образом, уже в ближайшем будущем контролю будут подлежать не только доходы, но и расходы.

Упрощенная система налогообложения. Сокращение количества групп плательщиков единого налога. Увеличение допустимого размера доходов «единщиков»

Упрощенцев также ждут «подарки». Количество групп плательщиков единого налога уменьшено с 6 групп до 4. В состав упрощенной системы налогообложения, как и предполагалось ранее, отнесен фиксированный сельскохозяйственный налог.

Субъектный состав первой и второй группы плательщиков единого налога остался неизменным. Приятным моментом является то, что внесенными изменениями увеличен допустимый размер дохода, а именно: 300 000 гривен – для единоналожников первой группы и 1 500 000 гривен – для единоналожников второй группы. Напомним, что ранее ограничения действовали в размере 150 000 гривен и 1 000 000 гривен для первой и второй групп соответственно.

Ставки налогообложения первых двух групп остались прежними – в пределах 10% минимальной заработной платы для первой группы плательщиков единого налога и 20% минимальной заработной платы – для второй. Фиксированные ставки устанавливаются местными органами самоуправления.

Существующие ранее третья, четвертая, пятая и шестая группы плательщиков единого налога объединены в одну – третью группу. Предельный доход для субъектов данной группы составляет 20 млн. гривен. Ставка налогообложения установлена в размере 2% от дохода (при отдельной уплате НДС) и 4% (при условии включения НДС в единый налог). Таким образом, ставка налогообложения снижена с 3 (5) % до 2 (4) % соответственно.

Что касается четвертой группы плательщиков единого налога, то согласно п. 291.4 НК Украины к ним относятся сельхозпроизводители, которые ранее были плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога.

Плательщикам единого налога, которые находились в группах, которые были упразднены, не стоит волноваться. В соответствии с п. 4 Подраздела 8 Раздела XX НК Украины плательщики единого налога третьей - шестой групп, состоящие на учете в контролирующих органах до «01» января 2015 года, с «01» января 2015 года считаются плательщиками единого налога третьей группы.

Налог на имущество: налог на недвижимое имущество, транспортный налог, плата за землю

Данный налог является новым. Но при ближнем рассмотрении оказывается, что налог на имущество объединил в себе некоторые упраздненные налоги.

В соответствии с п. 265.1 НК Украины налог на имущество состоит из:

  • налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
  • транспортного налога;
  • платы за землю.

Налог на недвижимое имущество. Уплата налога на недвижимость предпринимателями

Данный налог существовал и ранее. Плательщиками налога на недвижимое имущество являются физические и юридические лица, которые являются владельцами объектов жилой и / или нежилой недвижимости.Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его частей.

Таким образом, основным нововведением, как несложно заметить, является то, что база налогообложения, по сравнению с существовавшим ранее аналогичным налогом, расширена и на нежилую (коммерческую) недвижимость.Радует то, что п. 266.4 НК Украины установлены так называемые льготы по уплате налога на недвижимое имущество.

База налогообложения объекта жилой недвижимости, который находится в собственности физического лица налогоплательщика, уменьшается:

  • для квартир независимо от их количества – на 60 кв. метров;
  • для жилых домов независимо от их количества – на 120 кв. метров;
  • для различных типов объектов жилой недвижимости (в случае одновременного пребывания в собственности налогоплательщика квартир и жилых домов) – на 180 кв. метров.

Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый отчетный период, которым является год.

Таким образом, собственники квартир площадью свыше 60 кв. метров и жилых домов свыше 120 кв. метров будут обязаны уплачивать налог на недвижимое имущество.

Сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения. Остается надеяться, что местные органы самоуправления будут использовать данное право.

Однако, обращаем внимание на то, что льготы, установленные в НК Украины, предусмотрены только для физических лиц и исключительно для жилого фонда.Стоит отметить, что в соответствии с пп. 266.4.2 НК Украины местные советы наделены правом устанавливать льготы по налогу, который уплачивается на определенной территории, с объектов жилой и / или коммерческой недвижимости, собственниками которой являются как физические, так и юридические лица. Таким образом, юридическим лицам, а также для всех владельцев нежилой недвижимости остается надеяться на благосклонность сельских, поселковых, городских советов, которые могут установить размер площади недвижимости, которая не будет облагаться налогом. Но, учитывая то, что налог на недвижимость является местным налогом и наполняет непосредственно местную «казну» (городскую, поселковую и т.д.), особо надеяться на такую благосклонность не приходится.

Таким образом, многим компаниям, у которых в собственности находятся складские помещения, торгово-развлекательные комплексы, рестораны, и которые сегодня и так претерпевают значительные трудности в связи с большим количеством вакантных площадей, стоит готовиться к еще большим убыткам, в результате увеличения налогового давления на их бизнес.

Отдельного интереса заслуживают положения абз. 2 пп. 266.4.2 НК Украины, в соответствии с которыми физическим лицам запрещается применять льготы по налогу на недвижимость, которая относится к жилому фонду, но используется для сдачи в аренду и использования в предпринимательской деятельности. В таком случае, каждый метр, начиная с первого, будет подлежать налогообложению. Так, хотя об этом прямо и не сказано в законодательстве, все физические лица, которые зарегистрированы предпринимателями по их месту жительства (регистрации), не смогут уменьшить базу налогообложения налогом на недвижимость, поскольку налоговики, по всей видимости, будут расценивать квартиры (дома) как места ведения хозяйственной деятельности. Более того, при установлении ограничений для применения льготы, одним из видов получения доходов указана передача имущества в ссуду, которая в соответствии с ч. 1 ст. 827 Гражданского кодекса Украины, как правило, является безоплатной передачей в пользование, т.е. фактически никакого дохода собственник квартиры получать не будет.

Следует отметить, что согласно пп. 266.2.2 НК Украины не является объектом налогообложения недвижимость, в частности, которая используется субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в малых архитектурных формах и на рынках, а также здания промышленности, в частности, производственные корпусы, цехи, складские помещения промышленных предприятий.

Что касается ставки налога, то она устанавливается органами местного самоуправления и не может превышать 2% минимальной заработной платы, установленной на «01» января отчетного года, за 1 кв. метр базы налогообложения.

Транспортный налог. Налог на роскошные автомобили

Данный налог является новогодним сюрпризом для автовладельцев.

Распространяется он как на физических, так и на юридических лиц, которые имеют в собственности легковые автомобили не старше 5 лет с объемом двигателя свыше 3 000 куб. см. и более.

Данный налог предполагался как налог на роскошные автомобили. Хотя на практике едва ли удалось достичь данной цели. Так, как ни парадоксально, если Вы владелец MitsubishiL200, SsangYongRexton, ChevroletMalibu, Вам, вполне возможно, придется заплатить транспортный налог в размере 25 000 грн. в год. Что касается владельцев AudiQ7, PorschePanamera, Mercedes-BenzGL, InfinitiFX, то они избегут этой участи, поскольку объем двигателей их автомобилей часто является меньшим 3 000 куб. см.

Ставка транспортного налога, как уже указывалось выше, составляет 25 000 гривен в год.

Земельный налог

Что касается земельного налога, то, это, по сути, то же, что и «плата за землю».Значительно снизилось количество «льготников» по данному налогу.

Как и ранее, продолжает существовать арендная плата, предусмотренная ст. 288 НК Украины.

Акцизный налог. Акцизный налог в размере 5%. Сбор за первую регистрацию автомобиля упразднен

Существующий и ранее акцизный налог также претерпел изменений. Данные изменения коснутся «обладателей вредных привычек», которые ощутят на себе введенный дополнительный налог в размере 5% от стоимости подакцизных товаров (в частности, сигарет и алкоголя), реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли.

Также данные нововведения затронут автолюбителей. В соответствии с изменениями, внесенными в п. 215.1 НК Украины, расширен перечень подакцизных товаров за счет добавления транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 и более лиц, и предназначенных для перевозки грузов. Также перечень подакцизных товаров пополнила электрическая энергия. Кроме того, к объектам налогообложения отнесены транспортные средства, ввезенные на территорию Украины и переоборудованные в подакцизные легковые автомобили.

Ударом для собственников автомобилей станет увеличение ставки налога для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации.Таким образом, помимо уже упомянутого выше транспортного налога, для автовладельцев вводится еще один дополнительный подакцизный налог.Слабым утешением для владельцев транспортных средств будет то, что сбор за первую регистрацию автомобиля упразднен.

Военный сбор по ставке 1,5%. Продление срока действия

Временно введенный в 2014 году военный сбор прочно «прижился» среди прочих налогов и сборов. Изменениями, внесенными в п. 161 Подраздела 10 Раздела XX НК Украины, продлено его существование. Конкретные сроки, в течение которых военный сбор будет взиматься, не установлены, но обозначено, что военный сбор будет взиматься до вступления в силу решения парламента о завершении реформы Вооруженных Сил Украины. Когда произойдет данное событие налогоплательщикам, естественно, неизвестно.

Несмотря на то, что предполагалось увеличение ставки военного сбора, последняя осталась на прежнем уровне – 1,5%. А вот объект налогообложения был расширен. Начиная с «01» января 2015 года объекты налогообложения военным сбором и налогом на доходы физических лиц идентичны и определены в ст. 163 НК Украины.

Использование РРО. «Единщиков» обязали использовать кассовые аппараты

Применения РРО все налогоплательщики пытались избежать всеми возможными способами. Так, в частности, ранее регистраторы расчетных операций могли не применять все физические лица - предприниматели, которые избрали упрощенную систему налогообложения. Это был один из факторов, который привлекал физических лиц делать выбор именно в пользу единого налога, а не общей системы налогообложения.

Однако, в соответствии с изменениями, внесенными в п. 296.10 НК Украины, а также п. 6 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР плательщики единого налога второй и третьей (физические лица - предприниматели) групп при осуществлении деятельности на рынках, продаже товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют регистраторы расчетных операций.

Таким образом, значительно сужен круг лиц, которые освобождены от применения РРО. Избрание физическими лицами - предпринимателями упрощенной системы налогообложения уже не является гарантией освобождения от использования РРО.

Стоит отметить, что данные изменения вступают в силу для плательщиков единого налога третьей группы с «01» июля 2015 года, для второй – с «01» января 2016 года.

Также, немаловажным является то, что в соответствии с п. 28 Подраздела 10 Раздела XX НК Украины плательщики единого налога (физические лица - предприниматели), которые обязаны применять РРО, до «01» января 2017 года освобождаются от проведения в соответствии с нормами НК Украины проверок относительно соблюдения порядка применения РРО, однако только при условии, что они с «01» января 2015 года до «30» июня 2015 года включительно начали применять в хозяйственной деятельности зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций.

Второй категорией лиц, которые отныне обязаны применять РРО, являются юридические лица, оказывающие услуги. Это связано с внесением изменений в п. 1 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Таким образом, от использования РРО освобождены исключительно предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют торговлю продукцией собственного производства, по-прежнему, за исключением предприятий торговли и общепита.

Для многих предприятий такое нововведение является очередным ударом по скромному бюджету компании, в который добавятся дополнительные статьи расходов на приобретение РРО, обеспечение стабильного скоростного Интернета, а также ежемесячное техническое обслуживание кассовых аппаратов.

Многие предприятия, предоставляющие услуги, на данный момент не торопятся приобретать кассовые аппараты, а все же надеются на отмену части изменений. У них есть такая возможность, поскольку в соответствии с п. 9 Раздела ІІ «Переходные положения» Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» до «01» июля 2015 года субъекты предпринимательской деятельности в сфере услуг освобождаются от применения штрафных санкций за осуществление деятельности без использования РРО, но с оформлением данных хозяйственных операций «по старому порядку».

Мораторий на проверки

Мораторий на проверки является слабым утешением для налогоплательщиков после полученных от законодателя «подарков».

Так, в соответствии с п. 8 Раздела ІІІ Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей контролирующими органами (за исключением Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляются в течение первого полугодия 2015 года исключительно с разрешения правительства или по заявке предприятия.

При этом, более длительный мораторий на проведение проверок установлен п. 3 Раздела ІІ Закона, в соответствии с которым установлено, что в течение двух лет (2015-2016 годы) проверки предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн. гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются в следующих случаях: с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке предприятия, согласно решению суда, а также в рамках уголовного производства в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины. Исходя из непосредственного прочтения данной нормы, можно сделать вывод, что данная норма распространяется и на фискалов, и финансовую инспекцию.

Однако, указанное ограничение не распространяется:

  • на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят (производят или реализуют) на таможенную территорию Украины подакцизные товары (с «01» января 2015 года);
  • на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, единого социального взноса, возмещения НДС (с «01» января 2015 года);
  • на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физических лиц - предпринимателей) групп по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций (с «01» июля 2015 года).

Единый социальный взнос (ЕСВ). Уплата ЕСВ «общесистемниками» без дохода

Естественно, единый социальный взнос не является налогом и не входит в систему налогообложения. Но поскольку изменения были внесены одновременно с введением налоговой реформы, и они являются очень весомыми для налогоплательщиков, ниже приводится их краткий перечень.

Сразу же отметим, что некоторые новые положения законодательства неоднозначны и требуют последующих дополнительных разъяснений.

Начиная с «01» января 2015 года, предприниматели, которые по каким-либо причинам приостановили деятельность, то ли решили «переждать» тяжелые времена, то ли «залегли на дно» до окончания сроков периода, проверяемого налоговой, обязаны уплачивать ЕСВ, самостоятельно определив базу начисления. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Данные изменения внесены в п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее – «Закон № 2464-VI»).

Вышеуказанная трактовка является практически очевидной после прочтения данной нормы. Однако, формулировка законодателя оставляет слабую надежду для предпринимателей, что уплата ЕСВ для «общесистемников», у которых отсутствует доход, будет их правом, а не обязанностью. При этом предприниматели, приняв решение о такой «добровольной» уплате ЕСВ, обязаны платить его в размере, не меньше минимального.

Как уже указывалось выше, данные изменения нуждаются в разъяснениях. Однако, до момента их утверждения, предпринимателей охватила паника. Большинство из них приняли решения «ликвидироваться», дабы избежать уплаты ЕСВ. Такой ажиотаж создал колоссальные, буквально «круглосуточные», очереди возле регистрационных служб.

При этом, предпринимателям следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 5 Закона № 2464-VI снятие предпринимателя с учета плательщиком ЕСВ происходит не с момента внесения сведений о прекращении предпринимательской деятельности в Единый государственный реестр юридических и физических лиц - предпринимателей, а только с момента прохождения проверки и проведения окончательного расчета.

Единый социальный взнос с заработной платы меньше минимальной

Неприятной новостью стали принятые изменения, которые устанавливают, что в случае, если доход (заработная плата), за исключением доходов по гражданско-правовым договорам, начислен в размере, меньшем минимальной заработной платы, то для определения размера ЕСВ, который подлежит уплате, применяется минимальная заработная плата.

До конца неясным остается момент, распространяется ли указанная выше норма исключительно на лиц, которые работают на условиях неполного рабочего дня по основному месту работы или же и на лиц, работающих по неосновному месту работы. Маловероятным является то, что на такую категорию лиц данная норма распространяться не будет. Остается ожидать разъяснений по данному вопросу.Данное изменение внесено в ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Уменьшение ставки ЕСВ

С «01» января 2015 года предоставляется возможность уменьшить ставку единого социального взноса при начислении заработной платы (доходов) посредством применения понижающего коэффициента 0,4. Начиная с «01» января 2016 года данный коэффициент будет увеличен до 0,6. Такого рода снижение ставки ЕСВ является практически мифическим для субъектов хозяйствования, поскольку п. 3 Раздела ІІ «»Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII предусмотрено одновременное выполнение плательщиками четырех нереальных условий.

Увеличение размера сбора на пенсионное страхование при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты

Изменениями, внесенными Законом в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР, была увеличена ставка сбора для физических лиц, которые осуществляют операции по приобретению иностранной валюты в наличной форме. Исключение, по-прежнему, составляют лица, приобретающие валюту для погашения кредитов. Начиная с «01» января 2015 года, ставка установлена на уровне 2% от суммы операции по покупке иностранной валюты в наличной форме.

Таким образом, операции по покупке иностранной валюты в безналичной форме не подлежат обложению сбором на пенсионное страхование.Принятие данной нормы, по словам законотворцев, направлено на стабилизацию национальной валюты и должно способствовать уменьшению валютообменных операций.

Рассмотрев основные изменения налогового законодательства, следует отметить, что это далеко не все новшества, которые ожидают налогоплательщиков в 2015 году. Налоговая реформа пронизала всю нал тоговую систему, фактически во многом «переписав» Налоговый кодекс Украины. Принятые изменения не останутся не замеченными как субъектами хозяйствования, так и рядовыми гражданами.

Юристы нашей компании и в дальнейшем будут анализировать принятые Верховной Радой Украины перед Новым годом изменения, отслеживать разъяснения компетентных органов, а также предоставлять свежую и актуальную аналитику, чтобы держать Вас в курсе последних новаций действующего законодательства.

Все статьи

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харьков, пр. Науки, 5,
оф. 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63