.

Главная Статьи Концепция налоговой реформы – новый «трейлер» от государственной фискальной службы
Статьи

01.11.2014

Концепция налоговой реформы – новый «трейлер» от государственной фискальной службы

Вступления в силу в 2011 году Налогового кодекса Украины предприниматели и бухгалтеры предвкушали не меньше, чем киноманы ожидают выхода на экраны очередной новинки.

Их ожидания были оправданы, «премьера» удалась. Семинары, обучающие лекции, конференции и круглые столы собрали воедино экономистов всей страны. Да и не только их, юристы, предприниматели и даже рядовые граждане – все без умолка обсуждали кодификацию налогового законодательства.

Кодифицированный акт налогового законодательства по праву стал «блокбастером» 2011 года. При этом, как известно, в кино любят создавать римейки на нашумевшие фильмы. Пришло время обновить и Налоговый кодекс. Инициаторов «римейка» Налогового кодекса было несколько. Работа над «картиной» началась еще в апреле 2014 года. Первая рабочая группа была создана Кабинетом Министров Украины.

На данный момент уже было презентовано несколько версий изменений Налогового кодекса Украины, но ни одна из них так и не достигла стадии законопроекта. Последним «сценаристом» выступила Государственная фискальная служба Украины, проявившая инициативу в проведении налоговой реформы. В конце сентября фискалы даже успели презентовать «трейлер» налоговой реформы, опубликовав ее Концепцию. В случае ее одобрения налоговая система Украины ощутит наиболее разительные изменения за все время существования. Выдвинутые предложения настолько существенны, что одними изменениями в Налоговый кодекс вряд ли получится обойтись. Вполне возможно, что в скором времени будет принят новый Налоговый кодекс Украины.

Безусловно, Концепция – это не прописная истина в виде закона, и даже еще не законопроект. Но когда возможны столь кардинальные изменения в налоговую систему, задуматься стоит заранее, потому как болезнь легче предупредить, чем потом заниматься ее лечением.

Итак, пока «съемки» еще не начаты и еще можно что-то «переписать» и изменить, ознакомимся со «сценарием» подробнее. Для начала рассмотрим Концепцию налоговой реформы, предложенную Государственной фискальной службой Украины.

Первое, что предполагает реформа – это значительное снижение количества налогов и сборов. На данный момент в Украине существует 22 налога, из которых 17 общегосударственных и 5 местных. После реформирования предлагают оставить всего лишь 9 налогов – 7 общегосударственных и 2 местных. Вот так легким мановением законотворческой руки 22 налога превратятся в 9.

Пожалуй, все предприниматели, прочитав эту фразу, вздохнули с облегчением. На первый взгляд, такое новшество выглядит замечательно. И, кажется, что налоговая нагрузка и впрямь должна снизиться. Но при более детальном изучении данного вопроса можно заметить, что далеко не все 13 налогов и сборов упраздняются, на самом деле одни из них поглощаются другими, а несколько налогов просто объединяются. В девятку «главных героев» войдут:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата;
  • пошлина;
  • налог на недвижимое имущество;
  • единый налог.

При этом последние два налога будут относиться к местным налогам и сборам, а остальные к общегосударственным.

Почитатели Налогового кодекса Украины не могли не заметить, что из числа обязательных платежей исключены:

  • сбор за развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
  • рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами;
  • плата за землю;
  • фиксированный сельскохозяйственный налог;
  • сбор за ведение определенных видов предпринимательской деятельности;
  • туристический сбор;
  • сбор за места для парковки транспортных средств.

При этом плата за землю будет включена в существующий налог на недвижимое имущество (на данный момент недвижимое имущество, отличное от земельного участка), а фиксированный сельскохозяйственный налог войдет в единый.

Акцизный налог включит в себя следующие существующие на данный момент налоги и сборы: собственно акцизный налог, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, экологический налог (с топлива).

Экологический налог аккумулирует в себе следующие налоги и сборы: экологический налог (кроме топлива), сбор за первую регистрацию транспортного средства, сбор за специальное использование лесных ресурсов.

Плата за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины, сбор за специальное водопользование объединятся под единым названием «рентная плата».

Что касается существующих ныне местных сборов – туристического, за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности и за парковку транспортных средств, то эти сборы и в самом деле предполагается не завуалированно присоединить к другим налогам и сборам, а действительно упразднить.

Таким образом, несмотря на громкий лозунг оставить всего-навсего 9 налогов, многие из вроде бы отмененных налогов просто присоединятся к другим и будут продолжать и дальше выполнять фискальную функцию – наполнение денежными средствами бюджетов Украины.

Следующим ключевым моментом заявленной Концепции налоговой реформы является увеличение ресурсной базы местных налогов.

В предложенной Концепции рассматривается введение акцизного налога с конечных продаж товаров. Плательщиками указанного налога будут предприятия розничной торговли, объектом – розничная продажа пива, алкоголя, табака и топлива. Базой налогообложения станет доход, полученный от продаж перечисленных подакцизных товаров. Ставку акцизного налога предполагается устанавливать решением местных органов власти в размере не более 5% базы налогообложения.

Как уже описывалось выше, местный налог на недвижимое имущество, в случае внедрения налоговой реформы, помимо объектов жилого фонда расширит свое действие за счет объектов коммерческой недвижимости, а также включит в себя существующий ныне налог в виде платы за землю. Ставка налога на недвижимое имущество будет устанавливаться местными органами в размере не более 2% размера минимальной заработной платы за 1 кв.м. в год.

При этом планируется пересмотреть применение льгот для налогообложения жилой недвижимости, а именно отказаться от необлагаемого минимума для жилой недвижимости, который на данный момент составляет 120 кв.м. для квартир и 250 кв.м. для домов. После проведения реформы предлагается облагать жилую недвижимость, начиная с первого метра.

Кроме того, предлагается отменить прогрессивную шкалу налогообложения объектов жилого фонда, установленную пп. 265.5.2 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»). Размеры ставок налога составляют на данный момент 1% и 2,7% в зависимости от площади помещения. На сегодняшний день плательщиками налога на недвижимое имущество являются не только физические лица, но и юридические лица, которые являются собственниками жилой недвижимости.

Фискалы же предлагают расширить объекты налогообложения за счет применения данного налога к коммерческой недвижимости (гостиницам, офисным и промышленным зданиям, складам и другому имуществу).

Исходя из вышеизложенного, налоговая нагрузка по местным налогам возрастет, что приведет к увеличению поступления денежных средств в местные бюджеты. Ощутят ли это плательщики налогов? Суммы, попавшие в местную казну, незаметно растворятся по статьям расходов, а вот плательщики налогов ощутят, пожалуй, только отмену льгот и возросшую налоговую нагрузку.

После присоединения фиксированного сельскохозяйственного налога к единому налогу, в силу того, что последний относится к местным налогам, сельскохозяйственный налог также перейдет в данную категорию налогов. Также, как уже отмечалось выше, общегосударственный налог в виде платы за землю после включения в налог на недвижимое имущество получит статус местных налогов.

Следующим «действующим лицом» Концепции налоговой реформы, предложенной Государственной фискальной службой, является налог на прибыль предприятий.

После анализа положений Концепции, которые касаются налога на прибыль, а именно тех позиций, которые касаются круга плательщиков указанного налога, несмотря на то, что Государственная фискальная служба не заостряет на этом внимание, возникает ощущение, что число субъектов, которые являются плательщиками налога на прибыль возрастет. Такая ситуация возможна за счет увеличения количества юридических лиц – неприбыльных учреждений и организаций. На данный момент в соответствии с пп. 133.1.4 НКУ неприбыльные учреждения и организации являются плательщиками налога на прибыль только в случае получения прибыли от неосновной деятельности. В редакции, предложенной фискальной службой, из числа плательщиков налога на прибыль в части неприбыльных организаций, исключаются только общественные объединения, политические партии, религиозные организации, пенсионные фонды, целью которых не может быть получение и распределение прибыли между учредителями, членами органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников данной организации. Очевидно, что в указанной редакции отсутствует упоминание о благотворительных организациях. Поэтому остается непонятным статус данных юридических лиц в разрезе налога на прибыль предприятий.

Существенные изменения коснутся учета налоговых разниц. Как известно, существует налоговый и бухгалтерский учет, показатели по которым между собой несколько отличаются. Эти отличия называются налоговыми разницами, которые образуются вследствие того, что часть расходов, которые принимаются во внимание в бухгалтерском учете, не могут быть учтены в налоговом. Принятие в 2011 году Налогового кодекса Украины как раз было направлено на унификацию бухгалтерского и налогового учета.

Концепция налоговой реформы предполагает изменение порядка уплаты налога на прибыль. Плательщики налога будут определять налог на прибыль по данным финансовой отчетности без определения налоговых разниц. Удел учитывать налоговые разницы останется лишь для плательщиков налогов, имеющих доход свыше 20 млн. грн., что составляет около 5% от общего числа плательщиков.

Поскольку в бухгалтерском учете, который применяется в финансовой отчетности, количество расходов превышает количество расходов, которые можно принимать во внимание в налоговом учете, можно надеяться, что налоговая нагрузка на субъектов предпринимательской деятельности - плательщиков налогов на прибыль несколько сократится.

Таким образом, реформа налога на прибыль предполагает:

  • единый учет на основе финансовой отчетности;
  • принятие в качестве базы налогообложения финансового результата, определенного по стандартам финансовой отчетности, скорректированного на ограниченное количество налоговых разниц;
  • сокращение налоговых разниц с 49 до 3 (амортизация, формирование резервов, финансовые операции);
  • учет налоговых разниц исключительно крупными плательщиками налогов.

Кроме того, стоит отметить, что в случае приобретения товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг у субъектов хозяйствования, которые используют упрощенную систему налогообложения и нерезидентов, зарегистрированных в государстве, на территории которого ставка налога на прибыль на 5 и больше процентов ниже, чем в Украине, финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму 50 процентов стоимости такого приобретения. Т.е. для целей налогообложения учитывается только половина от расходов по указанным выше операциям.

Не делая на этом акцент, Государственная фискальная служба предлагает распространять подобное ограничение и на юридических лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль, за исключением бюджетных организаций. Таким образом, фискалы, как всегда найдут лазейку, дабы урезать расходную часть налогоплательщиков.

Кроме того, согласно Концепции значительно сокращается количество льготных категорий по уплате налога на прибыль, вместо которых предлагается ввести льготы в приоритетных для государства отраслях экономики.

В сценарий налоговой реформы оказался вовлеченным и аграрный сектор экономики, которому отведены три возможных варианта дальнейшего развития. Не углубляясь в нюансы каждого из вариантов, отметим лишь общие моменты. Первое изменение касается фиксированного сельскохозяйственного налога. Право его уплачивать остается только у малых и средних сельскохозяйственных предприятий, что касается крупных – то они обязаны перейти на общую систему налогообложения.

Второе изменение касается порядка уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Экспорт технических и зерновых культур в предложенных вариантах либо облагается НДС по ставке 0%, либо освобождается от налогообложения НДС. Также вводится дифференцированная ставка НДС для малых, средних и крупных сельхозпредприятий. Кроме прочего, предлагается вводить постепенное увеличение критерия отнесения предприятий к разряду крупных.

Следующим и, пожалуй, наиболее главным действующим лицом «трейлера» налоговой реформы является упрощенная система налогообложения, так называемый единый налог.

С момента введения упрощённой системы налогообложения в 1998 году, значительные изменения она претерпела, пожалуй, всего лишь дважды. Первый раз, спустя год с момента принятия Налогового кодекса Украины. Начиная с 2012 года, упрощенная система налогообложения существует в таком виде, в котором мы ее знаем сейчас. И второй раз, после добавления двух последних групп плательщиков данного налога.

На данный момент, в соответствии с действующим НКУ, существует 6 групп плательщиков единого налога. I, II, III, V группы – для физических лиц - предпринимателей, IV, VI – для юридических лиц. Классификация по группам происходит в соответствии с годовым объемом дохода, количеством наемных сотрудников, а также осуществляемыми видами деятельности. Ставка единого налога, так же как и база налогообложения, зависит от выбранной группы.

Налоговая реформа, согласно предложенной Концепции, предполагает объединение единого налога и фиксированного сельскохозяйственного налога. Количество групп сократиться до 4. Последняя – четвертая – группа как раз и будет отведена сельскохозяйственным товаропроизводителям. По первым трем группам распределятся нынешние плательщики единого налога. Первые две группы будут отведены для физических лиц - предпринимателей. По сравнению с ныне действующими критериями годового оборота и наемных сотрудников, рамки будут несколько расширены. Годовой оборот предлагается увеличить до 300 000 грн. и 1,5 млн. грн. для первой и второй групп плательщиков единого налога соответственно. Ставка налога и ограничения по наемным сотрудникам остаются без изменений.

Концепцией предполагается, что плательщиками единого налога третьей группы могут быть физические и юридические лица с объемом оборота до 20 млн. грн., неограниченным количеством наемных сотрудников. Ставка налога для третьей группы устанавливается в размере 2% (в случае уплаты НДС в общем порядке) и 4% (без уплаты НДС). Базой налогообложения, по-прежнему, остается валовый доход.

Одним из многообещающих шагов навстречу субъектам хозяйствования является предложение о запрете проверок плательщиков единого налога и субъектов хозяйствования, у которых объем дохода за предыдущий (отчётный) год не превышает 20 млн. грн. Проверки указанных плательщиков единого налога осуществляются исключительно на основании их заявления либо в рамках Уголовного процессуального кодекса. Последние предложения призваны, по словам Государственной фискальной службы, «улучшить бизнес-среду на 2015-2016 годы».

Вот такой вот «римейк» Налогового кодекса готовится к скорому выходу на экраны. Пока плательщикам налогов был предоставлен краткий «трейлер» в виде Концепции налоговой реформы, который призван привлечь внимание общественности. Пока Концепция вынесена на обсуждение, в «сценарий» налоговой реформы еще можно внести изменения.

Безусловно, налоговая система Украины нуждается в изменениях, направленных на развитие предпринимательской деятельности, стимулирование ее выхода из тени, а для этого требуется снижение налоговой нагрузки, уменьшение количества налогов и сборов, а также упрощение самого механизма исчисления и уплаты налогов. Сможет ли этого достичь налоговая реформа, предложенная в вышеизложенной Концепции?

Сценариев много, но реформа будет произведена лишь по одному из них. Остается надеяться, что при выборе окончательной редакции будет учтено мнение «зрителей», и Украина пойдет по правильному сценарию реформирования как налоговой системы в частности, так и экономики в целом.

Все статьи

 

 

Юридические услуги Харьков

г. Харьков, пр. Науки, 5,
оф. 14А (1 этаж)
Телефон: (057) 751-43-16, (093) 324-29-63